Сколько игрушек нужно ребенку

Сколько игрушек нужно ребенку

Психологи рекомендуют родителям придерживаться ряда правил в отношении количества детских игрушек:

  • Игрушек не должно быть много.

Если вы замечаете, что большинство купленных или подаренных игрушек пылятся в коробках или на полках, а малыш всегда играет с определенным набором, значит, у вас переизбыток игрушек. Попробуйте убрать часть игрушек, оставив на виду только самые любимые. Этот нехитрый прием существенно упростит и вам и ребенку жизнь: меньшее количество игрушек и прибирать после игры куда быстрее и проще! К тому же, через некоторое время можно заменить текущий набор другими игрушками, если заметите, что эти малышу наскучили.

  • Каждого типа игрушек должно быть не больше 1-2 штук.

Несомненно, наборы конструкторов бывают разные, но какие-то подойдут малышу 2-х лет, а с какими-то ребенок станет играть только в возрасте 5-6 лет. Помните: всему свое время! Не покупайте одновременно несколько наборов.

Если говорить о конкретном количестве, детские психологи сходятся во мнении, что активных игрушек (которыми ребенок может играть в течение дня, то есть находящиеся в его поле зрения) должно быть не больше 15.

Если много – это плохо

Если у девочки пятнадцать кукол – то, самой-самой, любимой у нее обычно нет. Сегодня с одной поиграла, куда-то ее забросила, завтра уже любимая «дочка» – другая.

И мальчик не сильно опечалится, если сломалась одна из двадцати машинок – есть ведь еще девятнадцать.
Между тем, по мнению психологов, любимые игрушки ребенку необходимы. Они формируют у малыша умение ценить то, что есть, учат испытывать привязанность. Ту, которая заставляет ребенка не выбрасывать старого мишку, а пришивать ему оторванную лапу.

Психологи говорят: количество игрушек в семье чаще всего обратно пропорционально количеству внимания, которое дети получают от родителей. Занятые мамы и папы отдариваются очередными машинками и куклами, чтобы доказать свою любовь. Постарайтесь проявить ее другим способом – найдите время вместе погулять, почитать книжку, просто пообщаться.

Учите ребенка бережно относиться не только к «другу детства», но и остальным игрушкам – ремонтируйте машинки, держите детали конструктора и кусочки пазлов в разных коробках. Если сразу приучать ребенка, что у каждой игрушки есть свое место, которое она должна занять по окончании игры, рано или поздно он научится все убирать сам, и вам не придется вечно перешагивать через горы грузовиков и кубиков.

А вот чего точно не стоит делать, так это обещать малышу купить новую игрушку взамен сломанной. Иначе вы никогда его не приучите беречь свои вещи.

Родительские соблазны: проходим мимо

  • Не поддавайтесь в супермаркете на просьбы купить игрушку. Бывает, что только зашел за покупками, а ребенок начинает ныть, требуя себе презент. Но качество игрушек в супермаркете сомнительно. В дом принесете кучу химии.
  • Не покупайте игрушки не по возрасту. Если ребенок еще не научился собирать пазлы, не нужно дарить сложную головоломку.
  • Не идите на поводу у своего маленького шантажиста, даже если он закатил истерику.
  • Обязательно понадобятся развивающие игрушки для деток старше 2 лет: конструктор пазлы. Спортивные игрушки –  мячики, резиночки. Игрушки для сна: от же милый мишка, который смотрит на ребенка, пока он засыпает.
  • Разбудите в ребенке творческие процессы. Лучше всего подойдут те, которые ребенок может самостоятельно раскрашивать. Хорошо подходят куклы с мягкими игрушками, которые можно использовать для ролевых игр.
  • Американские психологи пришли к выводу, что большое количество игрушек плохо сказывается на развитии и ребенка.дети, которым досталось всего 4 игрушки, веселые, изобретательные и находчивые. А когда их 16 —  встает проблема выбора и концентрации. У ребенка портится настроение, он начинает плакать. Дети просто не справляются с высокой концентрацией внимания. Особенно во младенчестве, когда у так наблюдается рассеянность мышления. Чем меньше игрушек, тем больше вероятность сосредоточиться, заинтересоваться игрушккой, подойти.
  • Можно оставить ребенка тет-а-тет с чистым листом бумаги и посмотреть, что он будет делать.
  • Ложки, кастрюли, инструменты – все, чем занимаются родители, это самые интересные для детей игрушки, ведь так они соприкасаются к взрослой жизни.

Как контролировать количество игрушек

  1. Разделите игрушки на наборы. Игрушки для прогулки, игрушки для ванны, игрушки для дачи, игрушки для дома. Так ребенок в разных местах будет играть с разными игрушками, и они не успеют ему надоесть.
  2. Следите, чтобы имеющиеся игрушки соответствовали возрасту ребенку. Малышу должно быть интересно играть, и в тоже время, игрушки не должны опережать потребности ребенка. Каждому возрасту своя игрушка.
  3. Попросите друзей и родственников перестать дарить вашему малышу игрушки просто так. Если каждый раз, приходя к вам, гости приносят новую игрушку ребенку, объясните ситуацию с большим количеством игрушек дома и попросите приносить в качестве гостинца (если им неловко приходить с пустыми руками) фрукты, фломастеры, карандаши, книжки, раскраски.
  4. Всегда подходите осознанно к выбору новой игрушке. Она должна быть действительна нужна ребенку. Поэтому не стоит покупать игрушки между делом, когда отправляетесь в магазин, или в для предотвращения слез и скандала в общественном месте. Так вы только портите свою репутацию, растите шантажиста, а игрушки не принесут пользы.
  5. Покупать игрушки в качестве извинения за ваше отсутствие, как доказательство родительской любви — не лучшая идея. Научитесь выражать любовь и заботу другими способами: совместные игры, походы в кино, посиделки с книжками.

Надеемся, вы поняли, что иметь слишком много игрушек детям абсолютно не нужно. Помните, что недостаток игрушек стимулирует у ребенка работу воображения! К тому же, дети, которые имеют не очень много игрушек, как правило, более бережливо к ним относятся и ценят то, что имеют.

Растим ребенка в дефиците

Привычка покупать как можно больше игрушек появилась в 90-х, когда рынок засыпал зарубежными товарами. Выросшие в советских реалиях родители теперь стараются компенсировать дефицит своего детства, покупая детям все подряд. Звучит странно, но психологи советуют воспитывать детей в нужде, потому что так они будут больше ценить подарки и быстрее развиваться. Много игрушек – это плохо. Если у вашей дочки 10 кукол, то самой любимой у нее обычно нет. Сегодня поиграла и куда-то забросила, назначив главной принцессой другую. Мальчик тоже не сильно огорчился, если сломалась одна из его 30 машинок. С позиции психолога, дефицит игрушек даже идет на пользу. 10-15 игрушек вполне достаточно, больше не нужно.

  • Если их много, ребенок хуже развивается и перестает ценить вещи. Помните, что радость от покупки игрушек быстро проходит. Ребенок радуется новью день-два, а затем переключает внимание на что-то другое. Игрушка надоедает, ему становится сложно самостоятельно играть.
  • Творческий потенциал ребенка начинается страдать. Он пытается вовлекать в процесс игры родителей, потому что он перестает получать позитивные эмоции самостоятельно.
  • Когда игрушек мало, ребенок больше креативит, придумывает новые функции вещам. Изобретает платье принцессы из бузины, а сюртук принца — из вишневого листа. Все великие изобретения были созданы потому, что чего-то не хватило. Поэтому, когда в жизни ребенка есть определенный дефицит, для него это намного лучше.

Пойдите на трюк. Оставьте в детской только часть игрушек, а часть спрячьте. Через месяц просто поменяйте. Так ребенку будет казаться, что у него новые игрушки.

Ремонтируйте, а не покупайте

По мнению психологов, у каждого ребенка должна быть любимая игрушка. Так формируются способность к созданию эмоциональных связей. Умение ценить то, что есть. Благодаря этому дети не выбрасывают зайчика, если у него отвалилось ушко, а просят маму пришить это ушко. Так что правильная тактика – научить ребенка относиться бережно к игрушкам, ремонтировать машинки, не выбрасывать сломанные. Приучить заботиться: у каждой игрушки должно быть свое место для сна после окончания игры. Не нужно обещать купить новую игрушку взамен сломанной. Так ребенок никогда не приучится беречь вещи.

Новые приходят, старые уходят

Это правило в большей мере относится к возрасту ребенка. Не забывайте избавляться от игрушек, из которых он уже вырос. Да ему и самому уже не захочется с ними играть. Тем не менее, все новое ребенок лучше всего усваивает именно через игру.

  • До двух лет малышу интересны большие, простые и цельные модели. Достаточно по 1–2 штуки каждого вида, к примеру, две машинки, две куклы и т.д.
  • Для деток 3–4 лет можно купить крупные пазлы, конструкторы, лабиринты, разные виды транспорта, наборы врача или других профессий, игрушечный телефон, планшет и т.п.
  • В 5–6 лет ребенка привлекают настольные игры (лото, домино), конструкторы с мелкими деталями, наборы для творчества и такие, в которых он может проявить свой режиссерский талант (полигон с солдатиками, кукольный домик и т.п.).

Ну а дальше появляются уже целые коллекции (кукол, фигурок, машинок), наборы для опытов, сложные головоломки, игры-стратегии — бескрайнее поле для фантазии!

Драгоценный хлам

Большая проблема – выбросить отслужившее свое «богатство» малыша. Ребенок может и позабыть про эти вещи, но когда вы начнете сортировать их перед выносом, он станет отчаянно цепляться за треснувшее зеркальце или машину без колес.

Попросите ребенка объяснить, чем же ему дорога эта игрушка. Если аргумент весомый – оставьте ее, если неубедительный – уговаривайте расстаться («в это уже невозможно играть», «ты можешь пораниться»). В крайнем случае спорную игрушку можно спрятать. Если он ее хватится, значит – она ему нужна.

Не гонитесь за модой: только полезные игрушки

Все родители прекрасно знают, что мода бывает не только на платья, но и на игрушки. Дети склонны забывать старые игрушки, к которым потеряли интерес, и просить новые, которыми играют их сверстники. А производители знают, как создать ассортимент, за которым будут вечно гоняться. Психологи дают рекомендацию подходить к этому аккуратно. Потому что, с одной стороны, ребенок не должен чувствовать себя ущемленным: все детки хвастаются новой игрой, а он стоит в сторонке, потому что у него ее нет. Но покупая игрушку, стоит задумываться о пользе, которую она принесет. И покупать игрушки взвешенно.

  • Ребенку возрастом от 6 до 7 месяцев нужны совсем не погремушки. Он играет маминым пальцем, куском одеяла, соской.
  • Младенцу еще не время тренировать свой мозг. Желательно отдавать предпочтения ритмическим упражнениям и играм вроде сорока-ворона.
  • В 7-9 месяцев актуальные игры, когда ребенок выкидывает из кроватки и коляски какие-то вещи, а они к нему возвращаются. Например, мячик.
  • От года до полутора ребенок начинает ползать и ходить. Ему интересно все, что можно порвать, выбросить, переложить. Реальное взаимодействие с предметами в квартире важнее, чем игра в манеже.
  • От полутора годика до двух лет ребенка интересно поиграть с песком. Это время конструкторов и наборов для творчества.
  • С 2 до 3 лет ребенок экспериментирует со своими силами, начинает кусаться и бороться. Поэтому ему подойдет пластилин, бумага карандаши, краски.
  •  С 3 лет девочкам становится интересно все, что имитирует жизнь мамы: куклы, посуда бытовая техника. Мальчикам нравятся мужские атрибуты: машинки, конструкторы, оружие.
  • С 5 до 7 лет время подготовки к школе. Нужно больше читать и посвящать время командным играм. Это подготовка жизни в коллективе.
  • С 7 до 10 лет самое время для узкой направленности: танцев, музыки, спорта. Стоит подобрать интересное дело и сократить время обращения с планшетом.

Как научить ценить игрушки: идем на шантаж

Выложите перед ребенком его игрушки и предложите выбрать, какую из них ребенок выбросит. Может, он уже даже позабыл про какую-то игрушку, но когда вы их достаньте, ребенок начнется цепляться за машинку со сломанной дверцей или за куклу Барби без руки. Если ребенок просит не выбрасывать игрушку, спросите своего малыша, чем она для него особенная. Выслушайте аргументы. Если игрушке нужен ремонт, предложите ему поучаствовать в этом процессе. Причем не обязательно выкладывать перед ним все игрушки.

Вырастить потребителя

Не зря говорят, что дети — главный двигатель торговли. Поэтому и рекламу новых товаров, услуг, продуктов, игрушек частенько ориентируют именно на малышей. Ведь противостоять детской просьбе сможет редкий родитель.

Новая Барби? Надо срочно купить! Конструктор? Тоже нужно! В итоге комната зарастает огромным количеством игрушек, многие из которых ребенок брал в руки ровно один раз — когда распаковывал коробку. Чем больше игрушек, тем меньше малыш их ценит.

Так из детей и вырастают потребители, такие же, как и мы сами. Шкаф битком, надеть нечего — философия, которую мы передаем по наследству.

Справиться с детскими «хочу» поможет специальный список желаний. Запишите на листок, какие игрушки очень хочется получить ребенку, и прикрепите список на стене в детской. В нем же пропишите регулярность покупок: например, раз в неделю, раз в месяц, или в зависимости от особых заслуг. Такой «волшебный документ» установит четкие сроки покупки желаемого и поможет избавиться от вечных хотелок.

Не убивайте мечту

У многих детей игрушек в избытке, поэтому они не ценят новые, перестают испытывать радостные эмоции. Родители – убийцы мечты. У ребенка все равно должна быть мечта. Это очень важный процесс ожидания чего-то, когда ты хочешь, надеешься, терпеливо ждешь. Родители сами убивают мечту, потому что сразу же дают ребенку то, что он хочет.

Золотые правила

Не покупайте игрушки:

  • между делом, например, вместе с газетой в киоске или в супермаркете. Стоят они там обычно недорого, а потому мы легко поддаемся на просьбы детей. Но качество этих предметов невысокое, а нужность сомнительная.
  • не по возрасту. Если ребенок еще не умеет собирать конструктор или пазлы, он просто растеряет все детали.
  • чтобы предотвратить капризы или скандалы. Нельзя идти на поводу у шантажиста, даже если он ваш наследник.

Грани минимализма

Психологи говорят, что в поле зрения ребенка должно находиться не больше 10-15 предметов разных видов и форм. Тогда и воображение, и мыслительные способности будут задействованы по полной.

Если игрушек очевидно больше, не торопитесь их выбрасывать. Просто соберите лишнее, спрячьте на несколько недель. А потом периодически меняйте — малыш будет радоваться им, как новым.

Источники: https://kukuriku.ru/razvitie/igry-igryshki/skolko-u-rebenka-dolzhno-byt-igrushek/, https://aif.ru/health/children/1137080, https://media.price.ua/gid_pokupatelya/skolko-igrushek-nuzhno-rebenku-dlya-schastya.html, https://www.parents.ru/article/skolko-igrushek-na-samom-dele-nuzhno-rebenku-dlya-schastya/
Елена Алексеева
/ автор статьи
Журналист не только по призванию, но и по специальности. Сила мысли, острое перо, гибкая логика - основные инструменты, используемые в работе.
Написано статей
8
Ссылка на основную публикацию

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: