Нужно ли делать домашнее задание с ребенком

Приучайте к самостоятельности

 — Вера, многие психологи уверяют, что не стоит покушаться на «зону ответственности детей» и помогать делать им уроки. Так нужно или нет делать домашнее задание с ребенком?
 — В этом вопросе все очень индивидуально. Я думаю, что на первых порах домашнее задание с ребенком делать нужно. Но при этом постепенно переводить его к самостоятельной работе. Я не встречала таких родителей, которые сказали бы: «Пошел в первый класс, делаешь все сам, а я даже не вмешиваюсь». Обычно родители все же стараются помогать.
Если мама приучала ребенка к ответственности с раннего детства, то в первом классе в постепенном переходе к ответственности за уроки тоже проблем не возникнет. Очень важно с большим уважением относиться к новым обязанностям ребенка, тогда и ребенок проникнется уважением к новому для него делу и будет более ответственным.

Помогать или нет

Многие родители слишком ревностно подходят к обучению детей. Им важно, чтобы ребенок приносил хорошие оценки, и домашнее задание становится семейной ношей до выпускного. Когда родители перестают справляться с уровнем нагрузки, к «домашке» привлекают репетиторов. В результате часто ребенок с хорошей успеваемостью оказывается абсолютно не приспособлен к самостоятельной работе. Такая медвежья услуга мешает ему учиться в вузе и работать.

Реальная стратегическая цель домашнего задания — приучить ребенка к самостоятельной работе.

Знания, получаемые в школе, не гарантируют хорошую зарплату и безбедную жизнь. Навыки самоорганизации, самостоятельности, умение обучаться и полезные привычки — вот что предопределяет судьбу ребенка.

Ребенок должен делать домашнее задание сам, без подсказок, проверок и напоминаний родителей и репетиторов. Ситуация, когда эту работу делают за ребенка, нездоровая.

Представьте: домашняя работа рассчитана всего на 1 день, а что делать со сложными и длительными проектами? Во взрослой жизни чем больше проект, тем больше там нужно разбираться и тем больше груз ответственности. Это требует высокого уровня профессионализма и достойно оплачивается.

Научить ребенка самостоятельно делать домашнее задание — ваша родительская обязанность. Это самая полезная помощь, которую вы можете оказать вместо того, чтобы помогать детям на каждом шагу.

Почему ребенок не делает уроки сам

Вариант 1: он не может

  • потому что не понимает материал (могут быть пробелы в прошлых темах, которые нужно ликвидировать);
  • неразвиты базовые психические процессы (память, внимание, логика). Ребенок не в состоянии сфокусировать внимание на занятии, запоминать фактическую информацию по предметам и понимать ее с данной скоростью и сложностью. Эти навыки можно натренировать на специальных курсах.

Вариант 2: он может, но не хочет

Обратите внимание на мотивацию ребенка. Можно составить с ним письменный договор, по которому вы требуете от ребенка исполнения обязательств и, со своей стороны, готовы выполнять свои. Например, вы хотите, чтобы ребенок исправил все плохие оценки до конца четверти. Если он сделает это, то получит новый скейт (обговорите, что он по-настоящему хочет), а если нарушит условия договора — моет посуду за всеми целый месяц. Главное — не обманывайте ребенка и не обещайте того, что не сможете выполнить. Инструмент договора приучает к самостоятельности, ответственности за свои поступки и достижению целей.

Вариант 3: проблемы с учителем

Дети понимают материал, но есть конфликт с учителем. Некоторые, не уловив формулировку задания, стесняются переспросить. Эти сложности решить проще.

Мама и школьная программа

 — В каких случаях ребенок не справляется с ответственностью?
— 1. У него слишком ответственная бабушка или мама
Чаще всего это бывают бабушки или неработающие мамы. Им хочется, чтобы ребенок был успешным, чтобы он выглядел хорошим учеником. И они пытаются всеми правдами и неправдами сделать так, чтобы ребенок получал хорошие оценки и многое делают за ребенка. Это не самое лучшее решение. Ребенок вырастает, программа усложняется, и маминых знаний уже не хватает. Вот тогда классу к 6-7-ому у мамы пропадает возможность помогать, а ребенок не научен учиться самостоятельно, успеваемость сразу снижается. Это самое тяжелое последствие, если ребенок несамостоятельный.
2. К ребенку выбрали не тот подход.
Иногда ребенок не справляется с ответственностью, если его учат учиться, как плавать – «бросают» в воду и говорят: «Плыви!». На него обрушивается самостоятельность, а он не может ее принять. Не всем такие методы подходят.
3. У ребенка слишком тревожная или, наоборот, равнодушная мама
Если мама будет тревожиться из-за учебы и из-за оценок, то ребенок будет перенимать мамину тревогу. Если мама недостаточно интересуется делами сына или дочери, то в момент, когда они сталкиваются с трудностями, мама отстраняется: «Все сам, все сам», при этом не объясняя, как этих трудностей избежать. Кстати, если ваш ребенок не хочет делать уроки, подумайте, может, таким образом он избегает трудности?
— Как же маме найти баланс, чтобы не навредить ребенку? 
-Нужно смотреть на ребенка. На ваши отношения и ваши ощущения и с уважением относиться к его новой обязанности. Предположим, сел ребенок за уроки, это должно быть какое-то одно время. Даже, если у него плавающий график секций, все равно можно продумать какое-то одно время. И когда он садится за уроки, не отвлекать на другие дела. Это будет говорить о важности выполнения домашних заданий, иначе ребенок будет считать их неважным занятием, если можно отвлечься на ужин или что-то другое. Уважительное отношение ко времени – это важно.

3 главные проблемы при выполнении домашнего задания

1. Ребенок делает все задания, но допускает много ошибок

Научите его самостоятельной проверке. Ребенок любит мармеладных мишек? Поощряйте только безошибочное выполнение. Например, решил без ошибок — получил 10 мармеладок, одна ошибка — 5 штук, две ошибки — ни одной. Если ребенок успешно проверяет себя и в течение недели не допускал ошибок — заслужил что-то более масштабное. Например, любимую пиццу.

2. Ребенок делает задания очень медленно и часто отвлекается

Вот он полежал, поиграл на планшете, погладил кота. Время идет, а к работе ребенок и не притрагивался. В этом случае поощряйте именно скорость и правильность выполнения. Научите детей планировать и засекать время. И если, к примеру, справится до 6 вечера, организуйте домашний кинопоказ, позволив ребенку выбрать фильм.

3. Ребенок не касается учебников без родителей или репетитора

Самый плохой вариант, когда ситуация требует срочной корректировки. Репетитор и родители напоминают костыли. Если вы каждый раз помогаете ребенку, то слушать на уроке и размышлять о мотивации он будет меньше. Зачем напрягаться, когда можно выбрать самый простой путь? Зачем что-то делать, если можно сказать: «Я ничего не понимаю. Мама, объясни мне, у тебя школа позади, должна помнить». Получается, что главная школьная функция (привить самостоятельность, научить учиться) игнорируется.

Учитесь контролировать эмоции

 — Какой совет вы можете дать родителям, которые раздражаются на ребенка из-за плохо сделанного домашнего задания?
 — Очень трудно уставшей маме не отреагировать никак. Вопрос другой, мы можем выбирать свои реакции. Если вас раздражает, что ребенок плохо выполнил домашнее задание, сделайте паузу: выдохните и вдохните. За эти секунды можно сделать выбор: что вы хотите? Чтобы он что-то понял и пошел сам исправил ошибки или просто выплеснуть свои эмоции? И признайтесь себе честно, если вам очень хочется выплеснуть эмоции, вы все равно найдете повод сделать это. Нужно найти конструктивный способ сделать это, чтобы ребенок не пострадал от вашей усталости.
Если хотите помочь ребенку, то не стоит делать за него уроки. Просто спросите: как ты думаешь, где мы можем это узнать? В каком учебнике, справочнике, книге, вспомни, что говорил учитель. Какой источник нам может пригодиться? И помогите этим источником воспользоваться. За раздражением стоят не дети, а накопившиеся проблемы на работе, неприятный разговор с коллегой… Распишите на бумажке, какие реакции могут у вас быть, какие вопросы нужно задавать ребенку и выучите их.
 — А есть еще какие-то способы? Если вдруг мне не помогает конструктивный диалог или ребенок не готов отвечать на мои вопросы, которые я задаю?
— Тогда нужно хотя бы на одну минуточку встать в тапочки ребенка или, грубо говоря, побывать в его шкуре. Почувствуйте, что он чувствует. И вы поймете, что стоит за его вопросом. Вам будет проще реагировать. Вспомните себя маленькой, вспомните, как вам было тяжело, когда родители от вас отмахивались или ругались.
— Часто мамы говорят: я сто раз объясняла, а он не понимает! И вешает обидные ярлыки на ребенка. Как этого избежать?
— Нужно помнить, что мама – не педагог, у мамы нет специальных педагогических инструментов. Учителя в школе объясняют при помощи специальных методик и техник. Родители ими не владеют и не знают, как донести до ребенка информацию, чтобы он понял.
Мама — не учитель. Это однозначно. Мама должна быть мамой. Если мама видит, что проблема раз за разом не решается, а накапливается как снежный ком, то возможно у ребенка действительно есть какая-то серьезная проблема. Например, мой ребенок не мог читать. И мы удивлялись, как так-то! И только в конце первого класса выяснили, что у дочки проблемы со зрением. Во время чтения она напрягалась, и у нее начинались головные боли, а ребенок не мог этого объяснить. Именно поэтому важно понаблюдать и понять, что происходит с ребенком, а не делать его сразу виноватым

Ответственность и только ответственность

— Как правильно передать ответственность за уроки?
— Мамина задача на первых порах – это постепенно приучать его к самостоятельности. Начинать нужно с организации режима: определения времени для выполнения уроков. Дальше нужно помочь с планированием: понаблюдайте, что ребенку легче дается – сначала устные или письменные задания? Кто-то тяжело в работу включается, очень долго раскачивается, значит, сначала надо сделать уроки полегче, а потом потяжелее. А кто-то наоборот: очень быстро включается и быстро устает. Значит, сложные сначала, полегче – потом.
— Когда ребенок должен стать полностью самостоятельным? 
— В идеале к концу третьего класса дети уже сами делают все уроки, кроме сложных проектов. Бывают дети с особенностями: медлительные, активные, часто болеющие. С такими детьми придется подольше повозиться. Второй этап, когда маме нужно быть рядом – это адаптация к среднему звену, то есть в пятом классе. Когда отношения с учителем, как со второй мамой, меняются на совсем другие, важно помочь ребенку адаптироваться.
 — Как правильно вести себя маме, если она хочет помочь ребенку с выполнением домашнего задания?
— Ребенок приходит и спрашивает: как мне решить эту задачу? И если мама диктует решение – это одно. А когда отвечаем ему: «А как бы ты сам решил эту задачу? Как ты думаешь, что тебе понадобится для ее решения?» — это другое. Очень важно маме правильные вопросы задавать: где посмотреть правила, о чем эта задача и т.д? Важно, чтобы мама и папа обеспечивали ребенка справочным материалом, чтобы он умел использовать справочники. Тогда он сам начнет искать, у него возникнет радость, что он нашел информацию и ее использовал. И это ощущение успеха он будет стремиться повторить.
 — В чем еще заключается поддержка мамы ученика начальной школы, помимо передачи ответственности и помощи в домашних задачах?
— Дети в начальной школе не умеют организовывать свое время и пространство. У них нет ощущения времени. И мама должна подсказать ему режим дня, вывесив его на стену и помогая соблюдать. Мама учит быть собранным, ответственным за свои вещи, учебники и тетрадки. У детей это тоже не сразу вырабатывается.

Как передать ребенку ответственность

Если ребенок всячески вынуждает делать «домашку» за него, развивайте самостоятельность с поэтапным возрастанием нагрузки. Сначала делайте домашнюю работу вместе, передавая самостоятельность по частям. Спросите, понял ли он, как делать упражнение? Если все понятно, пусть напишет ответ самостоятельно. Потом попросите его проверить и делать следующее задание.

Да, в самом начале придется посидеть с ребенком, направляя его и отвечая на вопросы. Постепенно можно уменьшать контроль. Обсудите вместе, как делать все упражнения сразу. Когда ребенок поймет, пусть решит все сам. Вы сможете заняться своими делами, а ребенок будет делать домашнюю работу, проверять ее и отмечать ошибки.

Научите ребенка записывать накопленные вопросы и приносить на проверку сразу все задания, не отвлекая вас каждые 10 минут. 

Масштаб увеличивайте постепенно. Покажите, как составляется план. Ваша задача — прийти к тому, чтобы ребенок делал домашнее задание от и до: выписывал вопросы и задавал преподавателю, а не родителям. Если вы правильно пройдете этот алгоритм, вы забудете про домашние задания с ребенком. Даже первоклассник (если его обучили верно) не будет привлекать родителей к своим заданиям. Если вы не можете сделать этого самостоятельно, пригласите репетитора и поставьте такую задачу ему.

Как планировать домашнее задание

Дети часто делают задания на завтра бессистемно и поэтому сидят до глубокой ночи. Есть несколько правил, выполняя которые можно перераспределить усилия и значительно облегчить работу над «домашкой». Например, сначала выполняются устные, а потом письменные задания. Сначала нужно поработать на черновике, а потом переписать в чистовик.

Многие предпочитают сначала разделаться со сложными заданиями, но это неправильно. Таким образом можно устать и до простых не добраться вообще. Простые же примеры и упражнения позволят ребенку «разогнаться» и успешнее справиться с заданиями со звездочкой.

Перед выполнением заданий, нужно просканировать все упражнения (точно так же поступать на контрольных), чтобы понять, как их выполнять. Затем спланировать порядок, засечь время и проконтролировать, уложился ли, ребенок, например, за час. Если что-то не выходит, нужно пропустить и вернуться повторно. Выделите специальное место в конце тетради и записывайте вопросы учителю.

Ребенок должен уметь сам находить ответы в учебнике и Интернете. 

Лучше выполнять задания в день, когда оно задано, потому что информация, полученная на уроке, еще не выветрилась. Если сегодня у ребенка была биология, пусть сделает задание в этот же день и повторит задания на завтра (например, математику, русский язык и литературу). Обязательно донесите до ребенка, что такой формат облегчит ему жизнь и поможет работать быстрее.

Источники: https://nnmama.ru/content/family/parentkidrelation/domashnee-zadanie-s-rebenkom/, https://www.parents.ru/article/domashnee-zadanie-s-rebenkom-delat-ili-net/
Ольга Супрунец
Ольга Супрунец
/ автор статьи
Имеет два высших образования. Первое - факультет психологии Омского педагогического университета им. Горького. Второе - по специальности "Управление персоналом" Омского государственного университета им. Достоевского. Возглавляла пресс-службу одного из градообразующих предприятий Омска. Отвечала за корпоративные и внешние коммуникации, продвижение бренда в информационное поле страны, курировала выпуск газеты компании.
Написано статей
2
Ссылка на основную публикацию

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: