«Дистанционка»

Что думают учителя

«Я веду географию в «Хорошколе». Мы ушли на удаленное обучение в опережающем порядке 16 марта, еще до того, как соответствующее решение было принято в отношении всей Москвы. У «Хорошколы» своя образовательная онлайн-платформа, которая используется в течение всего года для всех предметов. На ней уже имелись практические задания по географии. Дети делали их прямо в классе на своих ноутбуках. Я мониторил ситуацию и давал обратную связь. Это я и продолжаю делать сейчас, только удаленно. В большей степени страдают изо и физкультура, но даже здесь коллеги умудряются выкручиваться.»

Cергей Баринов

Класс — закрытая субстанция. А теперь родители могут сесть рядом с ребенком и послушать, что происходит

«Хорошая новость во всей этой ситуации — дети захотели идти в школу. Это редкая удача и радость, когда они говорят, что скучают по школьным стенам. Сильно выросла прозрачность учебного процесса. Для школ это всегда большая проблема. Класс — закрытая субстанция. А теперь родители могут сесть рядом с ребенком и послушать, что происходит. Главный вопрос, насколько это все устойчиво в перспективе. Потому что без живого общения мотивация падает и у детей, и у взрослых. Все-таки человек — существо социальное.»

Екатерина Бирюкова

 

Дистанционная жизнь наступила в понедельник 16 марта. Школа начала постепенно терять детей дома за экранами телефонов и компьютеров. На преддистанционной неделе ходить в школу продолжали только отличники. К пятнице в классах осталось по три-пять человек, с грустью в глазах и завистью в сердцах. Что делать учителю с теми, кто пришел? Начинать новые темы? Повторять изученное? Можно даже сплясать польку-бабочку, но ребенок в классе будет продолжать чувствовать себя преданным родителями, которые отправили в школу, и учителями, заставляющими постигать что-то там.

В глазах ребенка тоска, в глазах учителя — МЭШ, РЭШ, Zoom, Skype, Coursera. Платформы застывают раздражающим диалоговым окном «Отклонено. Неизвестная ошибка». Вопросы от учеников — снежный ком: «А как прикрепить задание? Можно в WhatsApp? Можно позвонить?»

Педагогическое сообщество вздрогнуло и затаилось — вдруг пронесет

«Кстати, о звонках. Не у всех детей дома есть компьютер с интернетом. Для них задания нужно распечатывать. Школа старается подстроиться под все форматы сразу, выложить контрольные, тесты и видеопрезентации. Тяжело принимать домашние задания в таком объеме и проверять их, давать обратную связь. Не все учителя с этим справляются. Не все справляются с неработающими сайтами и летящими во все мессенджеры сообщениями от родителей. »

Ксения белоус

 

На удаленной работе наша школа с 23 марта. До этого часть учителей уже занималась в форме полуонлайн — часть класса дистанционно, часть очно. Я часто занимаюсь с учениками удаленно, поэтому переход на новый режим для меня был быстрым. Пользуюсь платформами Zoom, Skype, Classroom, а также «Антитренинг». Домашнюю работу дети присылают на почту или во «ВКонтакте», заполняют гугл-формы. Удивительно, но обратная связь от учеников была практически 99 % — это намного выше, чем на занятиях в школе.

Дистанционка для меня предпочтительнее, было бы здорово всех перевести на нее

«По мне, в удаленной работе больше плюсов, чем минусов. Дети любят такие форматы, удобнее демонстрировать экран, показывать видео. Среди минусов — ошибочное мнение некоторых учителей, что дистанционное обучение отнимает очень много времени. Дистанционка для меня предпочтительнее, было бы здорово всех перевести на нее. За ней будущее — так каждый сможет проходить обучение в удобной и комфортной для себя форме.»

Казыбек Каныбеков

 

Удаленку у нас ввели во вторник, 17 марта. Со стороны администрации все было оперативно. На педсовете за день до внедрения нам показали, как пользоваться Zoom, Skype, Doschool.ru и рекомендовали в этот же день испробовать их. Домашку проверяю за компьютером, прошу детей выполнять все в Word — мне удобно и детям хорошая возможность научиться печатать. Все хуже с обратной связью. Во время урока не совсем удобно это делать, а писать или звонить после него дети стесняются.

Я не могу проверить, кто занимается, а кто спит за экраном, не все дети чувствуют себя уверенно в онлайне

Удаленка удобна в физическом плане. Никуда не надо идти. Улучшается дисциплина — дети на дистанте менее взрывные. Минусы — технические неполадки, не проверить, кто занимается, а кто спит за экраном, не все дети чувствуют себя уверенно в онлайне. Но в целом у дистанта плюсов больше, поэтому я за развитие этого формата.

Что думают школьники

Максим Никитин (школа № 1476)

С того момента как мы сели на карантин, нам накидали много чего: много ЕГЭ, много проверочных, много тестов. Учителя просто прикрепляют файлы с работами в электронный дневник. Нагрузка в разы больше, чем если бы мы ходили в школу. Ученик может вставать в любое время, но все работы, которые есть в дневнике, должны быть высланы учителям до 18:00. Нравится свободный график, не надо никуда ходить, все нужное у тебя в комнате. Не нравится — нереально много работы, сидеть дома скучно, нет общения, нельзя поесть на задних партах.

Кристина Гергос (11-й класс школа № 1277)

На занятиях мы используем Zoom и МЭШ. Домашку проверяем во время конференций, обратная связь обеспечена каждому. Из плюсов: есть возможность выспаться, невозможно забыть какие-то материалы дома, все учебники под рукой, обстановка комфортная. Из минусов: некоторое время конференции уходит на то, чтобы все подключились, связь лагает, звук шумит, картинка тормозит. Но в целом все организовано неплохо, учитывая, что нужно было перестроиться за два-три дня.

Дарья Безверхняя (11-й класс лицей № 1581)

У нас две платформы — «ЯКласс» и школьная LMS 1581. Лично мне не нравится проходить новые темы в таком формате. Но я учусь в 11-м классе, поэтому в основном просто решаю пробники. Многие одиннадцатиклассники забивают на непрофильные предметы и сосредоточиваются на сдаче ЕГЭ. В карантине можно выспаться, но сложнее себя организовать.

Андрей Корелов (11-й класс школа № 2097)

Нас довольно быстро перевели в онлайн. Учителя делают видеоуроки и выкладывают их в МЭШ. Домашку проверяют в электронной форме, обратная связь во «ВКонтакте» или в WhatsApp. Я в 11-м классе, поэтому легче: нам кидают варианты с тестами, и мы решаем. Каждый учитель сам выбирает платформу: кто-то делает с МЭШ, кто-то с «Решу ЕГЭ». Но на постоянке не хочется такой формат, я бы в школу лучше ходил.

Лера Ртищева (Дмитровская средняя общеобразовательная школа № 10 с углубленным изучением отдельных предметов)

С 19 марта мы учимся дистанционно. На дистанционку перешли мгновенно, с первого же дня начали заниматься по скайпу. Нагрузка увеличилась вдвое. Информацию получаем либо по почте, либо через личный кабинет МЭШ. Всю домашку и контрольные скидываем старосте, а он единым файлом высылает преподавателям. Позже разбираем по скайпу или в Zoom. Плюсы: не надо тратить кучу времени на дорогу, остались только самые важные пары, девочки могут не краситься (можно же и без видео сидеть. Но, скажу честно, дистанционка — это очень неудобно. Нет общения, нереальное количество домашней работы, знаний меньше, и они не такие качественные, как на полноценных уроках.

Иван Светозаров (школа № 1277)

Удаленка у нас с 16 марта. Перевелись на онлайн практически сразу. Уроки проводят через Zoom. Кто-то отправляет задания в МЭШ. Домашку проверяем так же, как и на уроках, или отправляем по почте учителям. Обратная связь обеспечена всем. Из плюсов: удобно заниматься дома, так как все под рукой, комфортно. Минусы: иногда тормозят приложения из-за плохого соединения, иногда вовсе вылетают.

Ксения Иванова (школа «Покровский квартал»)

Учимся на платформе МЭШ, домашку скидываем учителю во «ВКонтакте». Мысли о подготовке к ЕГЭ заставляют вместо сериальчиков заниматься профильными предметами. А для других предметов можно делать задания только для получения минимального количества оценок для аттестации. Нравится, что можно работать индивидуально в комфортной домашней обстановке. Появились трансляции по обществознанию, русскому и литературе. Домашку задают и требуют сдавать только по истории и астрономии. По остальным предметам она есть, но только формально. Надеюсь, это скоро исправят.

Что думают родители

Дарья Коськина (мама двоих мальчиков 7 и 10 лет (1-й и 4-й класс)

Карантин ввели с иезуитской оговоркой по отношению к обеим сторонам процесса: дети, которым не с кем остаться, могут посещать дежурные группы численностью до 12 человек. Волновало два вопроса. Первое — нерациональность: младшие дети продолжают ходить, притом что ученики средней и старшей школы остаются в изоляции. Но без внимания авторитетного взрослого ничто не мешает им ходить в публичные места типа торговых центров, а значит, теряется смысл карантина. Второе — равноправие: 18 детей будут изучать предметы из дома, а 12 — с профессионалом. Понятно, что те 18 отстанут безбожно. Но из соображений безопасности и социальной солидарности мы перешли на дистанционное обучение.

Мне очень хочется, чтобы все было как прежде

Освоили МЭШ. Старший сам изучает допматериалы и делает домашку. Младшему помогаю я. Проблемы есть с сервером. Сеть виснет — родители вешаются, учителя вынуждены проверять задания по ночам. Недавно смотрели презентацию по окружающему миру с физкультминуткой. Бобры и суслики танцуют, и за ними надо повторять. Первые пять секунд дети повторяли, потом начался гогот, отжимания от пола, подтягивание из-под стола и разбор внешности енотов.

Еще была интересная презентация по теме «жи-ши» и «чу-щу». Урок мне нравился, пока на экране не показали человека с имплантатами на лице, испещренного на каждом сантиметре головы пирсингом… Теперь мы знаем, как чудак выглядит. Рядом со словом «чулки» стояли ноги из «Мулен Руж», не меньше. То есть свои нюансы есть.

В определенном смысле это интересная возможность прочувствовать, что такое домашнее обучение. Думаю, это принесет свою пользу даже на уровне выводов о том, что учителя — боги или деточка — умница. Пока что мне очень хочется, чтобы все было как прежде.

Дарья Чантурия (медицинский андеррайтер и специалист по убыткам, мама первоклассника)

В кризисной ситуации школа скинула свои функции на родителей и еще заставила подписать бумагу, согласно которой я несу ответственность за пройденный материал. Все остальное — сплошные плюсы: сын под боком, дома тепло, хорошо, наконец можно выспаться и никуда не бежать.

Я родитель, в одни руки администрирующий мальчика восьми лет, первый класс. На карантин я его забрала сразу, как только разрешили написать заявление на удаленку. Мне повезло, что мой работодатель сразу же всех отправила работать из дома, как раз за неделю до закрытия школ в Москве.

В таком подходе я вижу огромный минус — отсутствие заинтересованности в детях на уровне системы

Сейчас я работаю с 10 до 18 с перерывом на домашние дела, а ребенок занимается разным. Учеба пока не налажена, но не по нашей вине, а по причине дубовой системы, которая только претендует на цифровизацию. Задания по мейлу от педагога — пожалуйста, но это максимум, к которому готова система образования. Всю прошлую неделю нам в чат класса высылали чужие работы — образцы, как надо сделать дома. Обратная связь с учителем скудная, через родительский комитет.

На этой неделе начинают налаживать задания в МЭШ и «Яндекс.Учебнике». Это тоже все страшно неудобно, нужно потратить тонну времени на настройку. При этом никому не интересно, как, на каком гаджете первоклассник будет все делать. Ответственность делегирована родителям. Никому не пришло в голову сделать групповой чат, в котором дети могли бы видеть то же, что и на уроке, просто из дома — учителя и доску. Учитель при этом все равно в школе с утра до 14 часов.

В таком подходе я вижу огромный минус — отсутствие заинтересованности в детях на уровне системы. Мне как родителю просто скинули безличные указания, в которых я должна разобраться, а потом самостоятельно заставить ребенка этим заинтересоваться. При этом очевидно, что ребенок дома расслаблен и нужны дополнительные усилия со стороны школы, чтобы не потерять его из учебного процесса.

Ксения Москалева (менеджер по продажам компании «АТСагро», мама двух школьников)

В наличии два школьника, шестой и второй класс, разной степени сознательности и ответственности. На дистанционном обучении с 16 марта. Первые два дня были организационными. На третий день дети поняли, что чем быстрее они все сделают, тем больше свободного времени у них будет. И даже расстраивались, если задание по какому-либо предмету учитель выкладывал в электронный журнал после обеда. Сейчас уже все задания выложены с самого утра.

Ссылки не открываются, тесты зависают, результаты не сохраняются. Но мы не паникуем и не расстраиваемся

Что касается организации и готовности всех этих платформ МЭШ, РЭШ и прочих — очевидно, что они были не готовы к такой внезапной популярности и не рассчитаны на одновременное подключение такого количества пользователей. Ссылки не открываются, тесты зависают, результаты не сохраняются. Но мы не паникуем и не расстраиваемся. Кроме онлайн-тестов, учителя присылают различный материал для изучения и отработки по старинке — в тетради ручкой. Работы дети сами фотографируют и отправляют учителям на почту, в WhatsApp или прикрепляют в ЭЖД. Учитель проверяет, ставит оценку, присылает обратную связь.

С этой недели добавились онлайн-уроки в виде видеоконференций с учителями. Но пока это больше развлечение, чем обучение. Особенно у начальной школы, где онлайн-урок воспринимается как возможность показать одноклассникам свою комнату, хомяка или собаку.

Опыт многодетной мамы, писательницы Светланы Кривошлыковой

– Светлана, расскажите, что вы сделали в первую очередь, когда узнали, что образование переходит на удалёнку?

– Чтобы организовать дистанционное обучение, мне пришлось забрать с работы 3 компьютера. Это было 16 марта, 17 марта Собянин ввёл в школах свободное посещение и мы все остались дома. Все – это мы с мужем и трое детей – младший сын 5 с половиной лет, дочка 7 лет, и старшая дочка моего мужа от первого брака – 12 лет.

Первые две недели было очень сложно. Но я столкнулась с тем, что для обучения необходим не только компьютер, но и камера и микрофон, колонки. Кроме того, понадобился принтер, бумага, канцелярские товары. Пришлось всё это закупать.

– Какие основные сложности вы можете выделить? Что вызвало больше всего проблем у вашей большой семьи?

– Дистанционное обучение очень отличается от очного. Кроме того, для нашего младшего ребенка тоже пришлось организовывать обучение. Мы купили в большом количестве раскраски, головоломки, настольные игры, книги, скакалки, фломастеры и краски.

Наши дети разных возрастов, у всех разная программа и мы, родители, не имеем педагогического образования, более того, не помним уже школьную программу пятого класса. Вторая проблема – заставить детей учиться дома сложно, особенно, если они знают, что в школу идти не надо. К счастью в наших школах в Москве учителя довольно быстро перешли на дистанционное обучение с видео уроками онлайн. Это существенно облегчило нашу жизнь, стабилизировало и дисциплинировало детей.

Третья сложность – это необходимость быстро перейти на дистанционку, зарегистрироваться сразу на нескольких платформах.

– Расскажите подробнее об этом процессе, пожалуйста. На каких онлайн-платформах проходит обучение в вашей школе?

– У нас в школе это: Яндекс.учебник, чтобы его использовать надо вводить логин и пароль ученика или родителя, госуслуги – электронный дневник ученика, чтобы смотреть домашние задания. Мне пришлось также регистрировать ребёнка в МЭШ (Московская электронная школа), для выполнения заданий по литературе – регистрировать себя и ребёнка в РЭШ (Российская электронная школа). Например, чтобы сделать литературу мы потратили 7 часов. И проблема не в том, что я не понимаю как регистрироваться, как смотреть видео, презентации и сдавать тесты. Проблема в том, что эти платформы сырые. Мы сдавали один тест по литературе пять раз! А в результате в электронном дневнике увидели, что задание не выполнено. Ребёнок был очень сильно расстроен, я тоже.

– Что случилось? Произошла какая-то техническая ошибка?

– Оказалось, чтобы сдать задание нужно заходить под регистрацией ребёнка, что логично. Только вот когда заходишь из личного кабинета ГОСУСЛУГ, автоматически оказываешься на платформах под своим именем, а не под именем ребёнка. Более того, нужно перегружать страницы, заходить под логином родителя для проверки выполнения задания. Пришлось и ребёнка регистрировать. Вы сами понимаете – это время, нервы. Самая большая сложность заключается и в том, что разные уроки на разных платформах, другие – дистанционно онлайн, что-то нужно изучать самостоятельно. Физкультуру, например, необходимо снять на видео и отправить учителю. Всё это занимает очень много времени и у детей, и у родителей.

blockquote

У нас трое детей. Двое – ученики. Ноутбук летал от одного к другому. Благо, уроки не пересекались. Пришлось в рассрочку взять компьютер. Теперь каждый может заниматься без гонок с препятствиями. Но мне бывает нелегко… Бывают периоды, когда настойчивое «Мааам» звучит от обоих детей. Не знаешь, к кому бежать. Плюс в том, что я в декрете,

– мама Инна.

– Как вы организовали процесс обучения в домашних условиях для своих детей?

– Многие уроки мы сейчас смотрим на планшетах. Оказалось, это очень просто удобно – есть и камера встроенная и микрофон – устанавливаем приложение, вводим пароль – готово. Особенно удобно работать на платформе zoom и в Яндекс-учебниках. На остальных платформах мы с младшей дочкой не работаем.

– Что вызвало больше всего проблем у вашей большой семьи?

– Окно возможностей. Конечно, тот факт, что ты сидишь перед компьютером и можешь отключить камеру или микрофон и заниматься своими делами – очень расслабляет. Дети это сразу просекли. Они не хотят делать зарядку перед камерой или петь песенку, считая это глупостью, ребячеством. Поэтому камера просто отключается и ребёнок лежит на столе. Приходится эти моменты контролировать, но и давить не хочется. И так сложная психологичестки обстановка. Зачем ломать ребёнка?

Проблемы восприятия информации. Ребёнок хуже понимает тему урока. Учитель не имеет полноценной обратной связи, потому что вынужден отключать микрофоны всему классу, когда сам говорит. Дети не могут сразу задать вопрос, а в конце урока – забывают или стесняются. Часто тема остается непонятой. Кроме того, из-за большой нагрузки на провайдеров, интернет плохо работает, пропадает звук. Поэтому часто объяснения учителя оказываются непонятыми ещё и по этой причине. Результат – родитель садится рядом с ребёнком, изучает тему, читает учебник и объясняет сам, проверяет классную и домашнюю работу, перед тем как отправить её учителю. Нагрузка колоссальная для родителей! Нам же ещё надо работать и делать домашние дела, а на уроки уходит большая часть времени.

– Как вы оцениваете успеваемость на дистанционке? Изменились ли оценки и результаты у ваших детей?

– Успеваемость остаётся на прежнем уровне, если ребёнку помогать. Если убрать руки, большую часть заданий ребёнок 1-4 класса сам не выполнит и не отправит на проверку.

Ещё одна проблема в том, что дети 1-3,4, а иногда и в 5 классе (как, например, моя старшая дочка) не были знакомы с компьютером до режима самоизоляции и карантина. Ребёнку помимо обучающих платформ, пришлось осваивать ещё и сам компьютер – как войти в почту, skype, zoom, распечатать домашнее задание. Это хорошие и нужные навыки, вот только на овладение ими у детей не было времени.

«Мама, как я запомню все эти пароли? Как я пойму куда мне надо зайти, чтобы посмотреть домашнее задание? А почему этот урок в zoom, в чтение в МЭШ? Что такое МЭШ? А ты пароль помнишь?» – вот такие вопросы и тревоги у детей. Конечно, это дело навыка и привычки, только вот времени на привычку нет. Опять же обучение легло на плечи родителей – это помимо организации и контроля всего процесса обучения.

Кроме того, хочется отметить, что домашних заданий стало больше. Дети в 5 классе делают уроки до 8-9 вечера!! Это при том, что сейчас на карантине ребёнок не ходит на спортивные секции и гулять. Он весь день сидит за столом и делает уроки! Нагрузка чудовищная.

– На сколько сильно отличается организация процесса для самых маленьких и средних/старших школьников?

– С младшей дочкой мы учимся в своё удовольствие – в первом классе это дозволительно, на мой взгляд. Взяли частные уроки по скорочтению и ментальной арифметике и учимся в комфортном для нас режиме. Кроме того, она с удовольствием читает книги и учит китайский.

Старшей дочке гораздо сложнее. Нагрузка очень серьёзная. Те же самые сложности с платформами и сдачей домашнего задания. Но сейчас, спустя месяц, мы уже разобрались и уроки проходят в спокойном режиме. На данный момент у нас ситуация стабилизировалась.

blockquote

Компьютер нам сильно не нужен, 1-й класс. Только если презентации посмотреть. Всё учим по учебникам, отправляем на проверку фото. Режим немного сдвинулся, на время дневного сна младшей, иначе папа не может помочь старшему. Задания на обучающем портале выполняются по желанию,

– мама Ирина.

– Как сами дети относятся к новой форме обучения?

– Дети с удовольствием учатся дистанционно. Мне кажется, они оказались морально больше подготовлены к этому, чем взрослые. Они немного скучают по друзьям, но легко переходят на общение с ними по skype. В целом, адаптивность детей удивляет.

Моя дочь, например начала ежедневно заниматься китайским и уже читает иероглифы и поет песенки. У неё появилось больше свободного времени и она этому рада – изучает языки.

Младшему сыну (ходил в детский сад, 5,5 лет) сложнее. Ему очень не хватает общения. А мы родители большую часть времени учимся со старшими. Но и он с удовольствием осваивает скорочтение и ментальную математику дистанционно. Им интересно учиться в таком формате.

– Какие советы вы можете дать другим родителям (в частности, по организации времени и процесса)?

– Я могу вам показать наше расписание и вы поймете. Целый день с 8:30 до 18-19 часов старшие дети учатся. Лишь младший ребёнок учится 3 часа в день. Дети нормально переносят такую нагрузку. Дистанционное обучение они воспринимают с интересом и даже радостью. Для них гаджеты – их дом родной. Было бы гораздо хуже без таких уроков. Конечно, подобная организация требует от родителей много времени, поскольку часто пропадает связь, звук, видео, или нужно помочь ребёнку разобраться на какой платформе выполнять домашнее задание, распечатать что-то, настроить интернет или позвонить провайдеру. Часто приходится сидеть вместе с ребёнком и проверять насколько качественно он выполняет задание. Мы с мужем это делаем вместе.

blockquote

Приходится заниматься вместе с ребёнком, работа в основном по учебникам (объясняю тему, учим правила) и рабочим тетрадям. Также повторяем всё на учебных сайтах. Проблема в том, что ребёнок дома постоянно отвлекается,

– мама Светлана.

– Есть ли у вас лайфхаки по обучению в карантине?

– Учитесь на гаджетах – детям приятно, взрослым – просто – не нужно тратить время на установку различных приспособлений и программ на компьютер. Делегируйте ответственность детям за их учебный процесс – отслеживать время начала следующего урока, выполнения заданий, подготовка к уроку – так они чувствуют себя взрослее.

– Какие навыки, по-вашему мнению, необходимы для организации домашнего образования?

– Нужно уметь регистрироваться на разных платформах, заводить почтовые ящики, устанавливать Skype и другие мессенжеры, в идеале разбираться в google doc, понимать, как быстро настроить интернет, если он пропал, как подключить принтер, скачать на него драйвера и др. Самый главный навык – сдерживаться и не нервничать.

blockquote

Дистанционное образование – вещь, безусловно, нужная. Но, как и любой инструмент, необходимо применять его правильно. Такой формат больше подходит для старшеклассников. Они уже полностью адаптированы в интернете. И вполне могут воспринимать материал таким способом.

Малышам это сделать труднее. Им нужно живое общение и полное эмоциональное включение в урок. Сделать это через экран можно, но требуются специально разработанные для этого методики. А в условиях экстренного перевода школы в режим онлайн, ничего такого, конечно, подготовлено не было,

– Нарина Багдасарян,
директор языковой онлайн-школы Alfa School.

– Вы работаете?

– В условиях карантина работать очень сложно, но без работы было бы еще хуже. На образование детей уходит 50-60 процентов времени. Приходится постоянно лавировать. Выкраивать время для творчества и для работы, для домашних дел.

– Как же вы все успеваете? В чём секрет?

– Чтобы все успевать нужно делегировать и меньше спать. Я писатель, поэтому работаю рано утром, когда ещё все спят. А дела по дому оставляю на вечер, когда дети уже спят. И конечно, мне очень помогает мой муж. В сложные времена семья проходит особые испытания. Важно быть вместе и друг за друга.

– Как перестроились психологически и практически (поменяли график?)

Жизнь поменялась кардинально. Психологически очень тяжело. Первые две недели мы видимо заедали стресс и каждый набрал по пару кило. Теперь, когда мы настроили распорядок дня, когда дети заняты, быт налажен – проще. Находим время даже попрыгать на скакалке с детьми, иногда устраиваем олимпиаду – кто больше всех отожмётся от пола или дольше всех прокрутит обруч.

Помните, дорогие родители и учителя, что для человека нет ничего невозможного. Карантин – не самое сложное испытание. Самое главное сегодня НИЧЕМ не болеть и беречь своих близких!

Мнения учителей

Яна:

«Я добросовестно веду уроки в своих классах с 9 до 15, стараясь дать своим прекрасным ученикам столько, сколько необходимо для выполнения заданий, и стремлюсь тем самым избавить родителей от мысли, что они выполняют учительскую работу. Да, я не всегда могу проверить работы в срок, поскольку преподаю русский и литературу 120 ученикам. Но когда говорят, что учителя на «дистанционке » отдыхают и вообще все за них делают родители, меня начинает трясти».

«У нас в школе все учителя ведут уроки онлайн. Стоит документ-камера, учителя математики ставят рядом мольберты, которые превратили в доску и все вместе с детьми прорешивают. Даже я с ИЗО по документ-камере показываю последовательность работы. Все зависит от учителя».

«Те дети, которые хорошо учились до «дистанционки», так и продолжают учиться. Посещают все онлайн-уроки, активно на них работают, выполняют все домашние задания. Есть дети, которые не учились только на 4 и 5 очно, но им нравится такой формат обучения, и они активизировались, начали неплохо учиться. Есть те, кто и очно пропускал уроки, никогда не выполняли домашние задания. У них, к сожалению, ничего не изменилось. Они так ничего и не делают. Их родители не реагируют на письма учителей в элжур. Мне кажется, именно такие родители больше всех недовольны дистанционным обучением. Ну, просто для того, чтобы показать, что они интересуются вообще учебным процессом ребенка, хотя даже не заходят в элжур посмотреть, как обстоят дела у их ребенка. Простите, но наболело!»

«На «дистанционке» тяжело всем. Мы были только весной. Сейчас обучаемся очно, чему очень рады. Но дети после тех месяцев обучения не могут никак втянуться в образовательный процесс. Не все могут самостоятельно овладевать знаниями. Очень плохо, когда такая форма обучения».

рекомендовало отменить «удаленку»с просьбой перевести начальную школу на дистанционное обучениематериале

Мнение педагога

– Инна Евгеньевна, вы учитель начальных классов, расскажите, пожалуйста, в чём главный плюс и минус дистанционного обучения?

– Онлайн-формат однозначно сложен, особенно для маленьких детей (я занимаюсь с 1-3 классами). Электронные устройства добавляют нагрузку, повышают утомляемость. Детям сложно сосредоточиться, родители нервничают, тратят больше времени на учёбу. С другой стороны, стоит отметить, что дистанционное образование открыло нам большое поле для экспериментов.

– Под экспериментами вы имеете в виду использование разнообразных сервисов/платформ? Каких?

– Мы работаем на платформах MIND, ZOOM. При выборе помогли рекомендации Министерства образования. В сложившейся ситуации, чтобы достигнуть наилучших результатов, приходится выбирать между несколькими платформами, и очень хорошо, что Министерство рекомендовало разнообразные ресурсы: Talk, Skype, Zoom и др.

blockquote

У большинства педагогов полностью отсутствует опыт работы в онлайн-режиме. Некоторые преподаватели пытаются практически полностью скопировать формат школьного урока, однако, в большинстве случаев, нормально работать это не будет. Как минимум, формат классического школьного урока подразумевает возможность контроля поведения и посещаемости. И если контролировать поведение могут родители (что бывает далеко не всегда), то контролировать посещаемость урока в интернете – очень странный момент. «Петя, почему тебя вчера не было на уроке?» – «Марьванна, у меня интернета не было.» – «Где справка от провайдера?!»

– Владимир Бабий,
репетитор и автор видеоуроков по подготовке к ЕГЭ.

– Чего не хватает образовательным платформам для того, чтобы заменить очный урок?

Платформам не хватает интуитивно понятной для всех участников образовательного процесса системы обратной связи. У нас ушло достаточно много времени для того, чтобы выбрать подходящую модель общения во время дистанта: во время объяснения учителя у всех микрофоны выключены, когда учитель спрашивает конкретного ученика, он включает микрофон и отвечает; чат используется только в случае технических неполадок в системе (пишут родители).

blockquote

Не сказала бы, что учёба сложная. Скорее сложен сам процесс: 20 минут все вместе пытаются настроить интернет, 5 минут знакомятся с темой, ещё 5 решают самостоятельную или примеры по новой теме. Куда проще тем, кто был на домашнем обучении – они от этого только выиграли,

– мама Наталья.

– Как вы организуете работу во время дистанционных занятий? Сколько уроков в день планируете? Проводите ли вы дополнительные занятия?

– Дистант планируется заранее, примерно на 2 недели вперёд (изменения, конечно же, возможны). У нас есть рекомендации проводить как минимум 1 урок в день в дистанционной форме. Когда я провожу дистанционное занятие, то лишь рекомендую желающим выполнить то или иное задание. Оно не обязательно к выполнению. Опыт работы показывает, что в классе собираются дети и родители с разными образовательными потребностями: поэтому рекомендации есть всегда. Каждый решает для себя, будет он выполнять задание или нет. Педагоги дополнительного образования также планируют занятия в дистанционной форме. Мы стараемся, чтобы информация о занятиях своевременно появлялась на сайте школы, в журнале, в родительских группах.

blockquote

Мой ребёнок сейчас в первом классе. Начинается учеба с 8-30, идёт примерно по 5 уроков в формате конференции по зуму. Всё настроено, отлично работает. Уроки по 30 минут, в середине обычно зарядка. Конечно, немного медленнее всё движется, но темы дети разбирают с учителями, а не с родителями,

– мама Александра.

– Делите ли вы учеников на группы для удобства проведения онлайн-уроков? Взаимодействуете с их родителями?

– В Zoom есть возможность делить учащихся на подгруппы, такой функционал позволяет организовать работу, например, в парах. Но это, наверное, подходит больше для учащихся средних классов. Я работаю с детьми 1 и 3 классов и пока не готова к такой работе. Всему приходится учиться не заранее, а непосредственно на уроке. Конечно, это не просто. С родителями общаюсь через ЭЖД (электронный дневник) и мессенджеры.

– А что насчёт домашних заданий? Как вы проверяете уроки по дистанционке?

Для первого класса домашних заданий нет, а в третьем классе проверяю цифровые домашние задания (новый функционал в МЭШ – Московская электронная школа, очень удобный), и сканы заданий, которые мне присылают через ЭЖД и мессенджеры. Появился новый сервис IDRoo, очень удобный для обучения и проверки заданий. В ближайшее время постараюсь освоить. Я считаю, что невозможно полностью перейти на дистант, как и нельзя полностью заменить живое общение общением в социальных сетях.

blockquote

Моя младшая во 2-м классе. Обучение более-менее наладили, онлайн уроки на Zoom: 3-4 урока в день по 30 минут – это безусловный плюс. Помимо этого работаем на 3-х дополнительных образовательных платформах, плюс обычная домашка. Нагрузка колоссальная, ребёнок сидит за компьютером практически целый день – это минус,

– мама Яна.

– Как различаются результаты (оценки) учеников на онлайн-платформах образования и при оффлайновом учебном процессе? Учитываются ли они при расчёте успеваемости?

– Каждый день мы оцениваем деятельность ребёнка на уроке, и не важно, какой это урок: дистанционный, электронный или очный. Результаты не различаются. Однако заметила, что многие учащиеся проявляют повышенную мотивацию к уроку в дистанционной форме. Все оценки мы своевременно выставляем в электронный журнал. Отставания от программы у нас нет совсем. Я бы даже сказала, что учимся мы с опережением. Это, конечно, результат слаженной работы всех участников образовательного процесса: управленческой команды, классного руководителя, учителей, родителей.

– Все ли дети и родители быстро осваивают сервисы для образования? Какие трудности возникают?

– К сожалению, большинство из нас оказались не готовы к обучению в условиях самоизоляции. Не все сразу осваивают новые платформы. Серверы испытывают непомерную нагрузку, зачастую всё виснет. Многие сейчас находятся на дачах, где плохой интернет (чаще всего мобильный), конечно, получается ужасная связь. Это очень нервирует родителей и расстраивает детей. Некоторые ребята замыкаются перед камерой, боятся отвечать на вопрос. Стараемся делать запись онлайн-трансляций. Учителя серебряного возраста (55+) не готовы работать на платформах.

blockquote

У меня первоклашка, почти весь день делает домашку. Сайты-порталы не грузятся: пока ждёшь, когда загрузится картинка к задачке, другие ответы уже слетают. Регистрация тоже слетает. В результате, после нескольких попыток повторить тест, психую и отписываюсь сама по количеству правильных ответов.

Фото тетрадок даже загрузить с телефона на компьютер не могу, но нашла лайфхак – кидаю ссылку на Яндекс.диск. Очки на «домашней физре» сломались, пришлось через весь город ехать в оптику и ждать 10 дней исполнения заказа. Сегодня ребёнок без очков жаловалась, что глаза болят за компом. Пришлось отказаться от занятий онлайн, делали задания только по учебнику,

– мама Александра.

Мнение эксперта

Олег Федоров

ведущий научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ, руководитель образовательной программы «Педагогическое образование»

Коронавирус — это урок, который призван изменить фундаментальные установки всей системы образования. Дистанционное образование вынудит обучающихся проявлять больше активной самостоятельности, то есть собственно учиться, а не ждать, что его научат. А педагогов — проектировать образование не как краткий конспект учебного содержания, а как учебную деятельность, им, педагогом, сопровождаемую.

В целом система отреагировала позитивно — все участники начали движение в этом направлении. Но очевидно, что такая грандиозная махина, как образование, в одночасье не может развернуться, перестроиться, измениться. Пока будут перегибы вроде списка заданий, прикрепленного к электронному дневнику с пометкой «сдать в виде фотографий в мессенджер», или ребята, у которых на компьютере открыт вебинар преподавателя, а на экране телевизора новый сезон любимого сериала. Но и это пройдет.

Дистант — это шанс для всех нас, участвующих в процессе, пересмотреть смыслы нашего взаимодействия.

 

Источники: https://www.the-village.ru/children/child-situation/377805-deti-na-udalenke, https://findmykids.org/blog/ru/distancionnoe-obrazovanie-v-rossii, https://tvk6.ru/publications/news/54618/, https://www.irk.ru/news/articles/20200414/online/, https://novayagazeta.ru/articles/2020/11/17/87992-chtoby-zhertvovat-soboy-bylo-chutochku-legche
Ирина Кузьмина
/ автор статьи
Имеет высшее образование. Участвовала в составлении книг для публикации "Уход за собой - выработай привычку" . Профессионально занимается корректурой.
Написано статей
8
Ссылка на основную публикацию

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: