Невнимательный ребенок

Факторы риска

Невнимательность и рассеянность возникает у многих детей, но некоторые из них подвержены этой проблеме сильнее. На эту особенность характера сильно влияет стресс, плохая экология, депрессия, неправильное питание, недостаточное внимание, неправильное расписание дня, усталость. Именно поэтому родителям необходимо постараться, чтобы создать для своих детей близкие к идеальным условия жизни.

Диагностика невнимательности ребенка

Диагностику в таком случае должны проводить следующие врачи: детский психолог, детский психиатр, детский невропатолог. Невнимательность диагностируют в том случае, если у ребенка основные ее симптомы остаются в течение полугода. Для диагностики используются самые разнообразные методы: беседы, интервью, непосредственное наблюдение, информация от родителей и учителей, опросники, нейропсихологические тесты.

Симптомы невнимательности ребенка

Как именно проявляется невнимательность у ребенка?

  1. Всю работу, особенно школьные задания, он делает быстро и слишком поверхностно.
  2. В работе допускает очень много ошибок.
  3. Он не уделяет достаточно внимания.
  4. Ребенок слишком быстро устает даже от небольшого количества работы.
  5. Ребенок делает работу очень медленно.
  6. Высокий уровень мечтательности.

Ребенок рассеянный и невнимательный

Рассеянный и невнимательный ребенок – это не диагноз. И об этом стоит в первую очередь помнить всем родителям. Произвольное внимание можно тренировать даже в раннем возрасте. На сегодняшний день в магазинах можно купить самые разнообразные динамические игрушки, которые предназначены для улучшения внимания у детей до одного года.

Если же расстройство внимания развилось у ребенка со временем, например, когда он пошел в детский сад или школу, можно попытаться устранить основные причины невнимательности. Педагоги рекомендуют отвести детям в доме отдельное место, где они всегда будут готовиться к урокам. Необходимо, чтобы оно было хорошо организовано.

Не забывайте, что детям нужно правильно питаться, ведь недостаток омега жирных кислот приводит к уменьшению внимания. Сегодня уже не нужно заставлять ребенка есть рыбий жир или рыбу. На современном фармацевтическом рынке представлено много различных добавок, которые богаты на эти жиры. Они поддерживают психическое и физическое здоровье малыша.

Ребенок невнимателен на уроках

Успех ребенка в школе сильно зависит от его внимательности. Как правило, дети становятся рассеянными, если родители не принимают участия в их воспитании. Именно поэтому нужно стараться развивать внимательность своего ребенка еще с первых классов школы. Прежде всего, психологи рекомендуют выяснить, что именно учителя и родители скрывают за понятием «невнимательность». Также нужно обратить внимание на то, как именно проявляется рассеянность у вашего ребенка.

Бывает такое, что дети невнимательны только на каком-то конкретном уроке, тогда, скорее всего, ему не нравится данный предмет или учитель не слишком понятно объясняет материал. Если же ребенок рассеянный не только в школе, но и дома, это может означать, что его что-то беспокоит.

Родители могут помочь своему ребенку улучшить внимательность с помощью простых психологических методов и специальных игр. Также не забывайте, что для внимательности очень важно соблюдать определенный режим дня. Помните, что ребенок будет менее рассеянным, если домашнее задание, игры и время на себя будут проходить по заранее написанному плану.

Если ребенок медлительный и невнимательный

Медлительные дети отличаются низкой лабильностью нервных процессов, которые определяют, насколько быстро ребенок сделает то или иное задание. Взрослые люди могут при необходимости изменить темп своей деятельности, но даже у них это происходит не сразу. Детям же делать это крайне сложно.

К сожалению, большинство психологов придерживаются мнения, что медлительность у ребенка с низкой подвижностью нервных процессов не пройдет никогда. Так как она является их индивидуальной особенностью. Конечно, со временем все действия ребенок сможет выполнять быстрее, чем раньше, но всегда будет отставать от своих сверстников.

Для того чтобы медлительные дети не теряли внимательности во время выполнения любых заданий, особенно школьных, их ни в коем случае нельзя заставлять работать быстрее. Необходимо создать идеальные условия, при которых ребенку будет комфортно. Психологи утверждают, если выбить такого человека из колеи, то ему будет очень сложно вернуть себе внимательность.

Ребенок заторможенный и невнимательный

Уже в младенчестве можно определить, является ли ваш ребенок заторможенным или нет. Такие дети вяло и неохотно сосут грудь матери, много спят и достаточно быстро засыпают. Но если в маленьком возрасте это не пугает родителей, то в начальных классах начинает достаточно сильно беспокоить. Это объясняется тем, что заторможенный ребенок часто невнимательный, что негативно сказывается на его работе.

Как только вы заметили, что ваш ребенок излишне инертный, необходимо сразу же начинать побуждать его быть более активным. Прежде всего, психологи рекомендуют не делать следующие вещи:

  1. Не заставлять делать домашнее задание сразу же после того, как школьник вернулся домой. Ему нужно сделать перерыв хотя бы на два часа.
  2. Письменные задания не стоит заставлять часто переделывать, даже если он не сделал их аккуратно первый раз. Это может привести к тому, что у ребенка выработается негативное отношение к учебе.
  3. Не оставляйте ребенка одного, когда он делает домашнее задание.
  4. Не стоит заставлять малыша играть в командные подвижные игры. Он будет тормозить всю команду, а это приведет к негативным последствиям для обеих сторон.
  5. Не наказывайте ребенка, если он делает все слишком медленно.

Ребенок неусидчивый и невнимательный

Неусидчивость и невнимательность, чаще всего, объясняются тем, что ребенок просто не готов еще к школе из-за особенностей своего физического и психического развития. Некоторым детям скучно в начальных классах, потому что они уже выучили этот материал дома. Другие, наоборот, не могут понять задание, поэтому их внимательность сильно страдает.

Чаще всего таким детям ставят особый диагноз: гиперактивность и дефицит внимания. Для лечения такого состояния психологи рекомендуют использовать специально разработанные методики, благодаря которым поведение ребенка корректируется. В эти методики входит и психотерапия. Ребенок быстрее адаптируется и сможет изменить свой образ мыслей.

Иногда используется и медикаментозное лечение, но стоит понимать, что любые лекарства в таком случае должен назначать специалист.

Ребенок рассеянный и невнимательный

Рассеянный и невнимательный ребенок – это не диагноз. И об этом стоит в первую очередь помнить всем родителям. Произвольное внимание можно тренировать даже в раннем возрасте. На сегодняшний день в магазинах можно купить самые разнообразные динамические игрушки, которые предназначены для улучшения внимания у детей до одного года.

Если же расстройство внимания развилось у ребенка со временем, например, когда он пошел в детский сад или школу, можно попытаться устранить основные причины невнимательности. Педагоги рекомендуют отвести детям в доме отдельное место, где они всегда будут готовиться к урокам. Необходимо, чтобы оно было хорошо организовано.

Не забывайте, что детям нужно правильно питаться, ведь недостаток омега жирных кислот приводит к уменьшению внимания. Сегодня уже не нужно заставлять ребенка есть рыбий жир или рыбу. На современном фармацевтическом рынке представлено много различных добавок, которые богаты на эти жиры. Они поддерживают психическое и физическое здоровье малыша.

Ребенок невнимателен на уроках

Успех ребенка в школе сильно зависит от его внимательности. Как правило, дети становятся рассеянными, если родители не принимают участия в их воспитании. Именно поэтому нужно стараться развивать внимательность своего ребенка еще с первых классов школы. Прежде всего, психологи рекомендуют выяснить, что именно учителя и родители скрывают за понятием «невнимательность». Также нужно обратить внимание на то, как именно проявляется рассеянность у вашего ребенка.

Бывает такое, что дети невнимательны только на каком-то конкретном уроке, тогда, скорее всего, ему не нравится данный предмет или учитель не слишком понятно объясняет материал. Если же ребенок рассеянный не только в школе, но и дома, это может означать, что его что-то беспокоит.

Родители могут помочь своему ребенку улучшить внимательность с помощью простых психологических методов и специальных игр. Также не забывайте, что для внимательности очень важно соблюдать определенный режим дня. Помните, что ребенок будет менее рассеянным, если домашнее задание, игры и время на себя будут проходить по заранее написанному плану.

Если ребенок медлительный и невнимательный

Медлительные дети отличаются низкой лабильностью нервных процессов, которые определяют, насколько быстро ребенок сделает то или иное задание. Взрослые люди могут при необходимости изменить темп своей деятельности, но даже у них это происходит не сразу. Детям же делать это крайне сложно.

К сожалению, большинство психологов придерживаются мнения, что медлительность у ребенка с низкой подвижностью нервных процессов не пройдет никогда. Так как она является их индивидуальной особенностью. Конечно, со временем все действия ребенок сможет выполнять быстрее, чем раньше, но всегда будет отставать от своих сверстников.

Для того чтобы медлительные дети не теряли внимательности во время выполнения любых заданий, особенно школьных, их ни в коем случае нельзя заставлять работать быстрее. Необходимо создать идеальные условия, при которых ребенку будет комфортно. Психологи утверждают, если выбить такого человека из колеи, то ему будет очень сложно вернуть себе внимательность.

Ребенок заторможенный и невнимательный

Уже в младенчестве можно определить, является ли ваш ребенок заторможенным или нет. Такие дети вяло и неохотно сосут грудь матери, много спят и достаточно быстро засыпают. Но если в маленьком возрасте это не пугает родителей, то в начальных классах начинает достаточно сильно беспокоить. Это объясняется тем, что заторможенный ребенок часто невнимательный, что негативно сказывается на его работе.

Как только вы заметили, что ваш ребенок излишне инертный, необходимо сразу же начинать побуждать его быть более активным. Прежде всего, психологи рекомендуют не делать следующие вещи:

  1. Не заставлять делать домашнее задание сразу же после того, как школьник вернулся домой. Ему нужно сделать перерыв хотя бы на два часа.
  2. Письменные задания не стоит заставлять часто переделывать, даже если он не сделал их аккуратно первый раз. Это может привести к тому, что у ребенка выработается негативное отношение к учебе.
  3. Не оставляйте ребенка одного, когда он делает домашнее задание.
  4. Не стоит заставлять малыша играть в командные подвижные игры. Он будет тормозить всю команду, а это приведет к негативным последствиям для обеих сторон.
  5. Не наказывайте ребенка, если он делает все слишком медленно.

Ребенок неусидчивый и невнимательный

Неусидчивость и невнимательность, чаще всего, объясняются тем, что ребенок просто не готов еще к школе из-за особенностей своего физического и психического развития. Некоторым детям скучно в начальных классах, потому что они уже выучили этот материал дома. Другие, наоборот, не могут понять задание, поэтому их внимательность сильно страдает.

Чаще всего таким детям ставят особый диагноз: гиперактивность и дефицит внимания. Для лечения такого состояния психологи рекомендуют использовать специально разработанные методики, благодаря которым поведение ребенка корректируется. В эти методики входит и психотерапия. Ребенок быстрее адаптируется и сможет изменить свой образ мыслей.

Иногда используется и медикаментозное лечение, но стоит понимать, что любые лекарства в таком случае должен назначать специалист.

Причины невнимательности ребенка

Перед тем, как предпринимать первые шаги по улучшению внимательности своего ребенка, следует уяснить, какие причины привели к подобной проблеме:

  1. Дефицит внимания от взрослых  или гиперактивность – дети с гиперактивностью являются более активными, чем их сверстники. Они не могут долгое время сидеть на одном месте и поэтому часто отвлекаются на различные внешние факторы. Чтобы решить эту проблему (а она, как правило, обнаруживается еще в детском саду), родители должны запастись терпением. В воспитании ребенка нужно будет опираться на советы психологов, педагогов и медиков.
  2. Частые болезни, которые перерастают в хроническую форму – у детей с плохим здоровьем часто возникают трудности с успеваемостью в школе. Их внимание, чаще всего, является сниженным из-за слабого организма.
  3. Особенная нервная система – дети с лабильной нервной системой являются более внимательными и устойчивыми. А вот при инертной или слабой системе ребенок будет вялым.
  4. Сильная переутомляемость при высоких нагрузках – современные школьники имеют слишком много обязанностей, что приводит к перегруженности. Безусловно, это сильно влияет на его работоспособность и внимательность.
  5. Плохая мотивация – даже маленький ребенок будет больше внимания уделять тому занятию, которое ему больше нравится. Когда дети выполняют неинтересные задачи, их внимание падает.

Осложнения и последствия

Прежде всего, невнимательность негативно сказывается на оценках в школе и общем развитии ребенка. Такие дети во многом отстают от своих сверстников. Несколько негативных оценок сразу же отбивают у ребенка желание их исправлять, особенно, если у него ничего не получается. В будущем это может вызывать стрессы и психические расстройства. Подростки часто впадают в депрессии и начинают вести себя неподходящим образом.

К кому обратиться?

Педиатр

Прогноз

От невнимательности можно успешно избавиться, если правильно и вовремя использовать рекомендуемые методы. Чаще всего, после разговора с ребенком, создания для него подходящего места для решения домашних заданий, подбора правильный методик избавления от невнимательности и уроков с репетитором рассеянность у ребенка проходит.

Как бороться?

Преодолеть синдром рассеянного внимания на 100% удается не всем детям, страдающим этим расстройством.

По статистике выздоровления, примерно у половины детей симптомы этого синдрома пропадают к подростковому возрасту полностью, остальным же удается убрать большую часть неприятных проявлений и исправить качество жизни в лучшую сторону.

Для борьбы с этим серьезным недугом необходим комплексный подход. Он включает в себя консультации врачей-специалистов и медикаментозную терапию, строгое соблюдение четкого распорядка дня (как школьников, так и дошкольников), обязательные занятия с психологом, правильные методы воспитания, применяемые родителями, и разумное распределение эмоциональных и физических нагрузок.

  • Медикаментозное лечение назначается специалистами далеко не всегда. Только в случае очень серьезных нарушений, когда качество жизни ребенка крайне ухудшается и приводит к невозможности обучения и адаптации в обществе. Необходимо помнить, что назначать лекарства может только врач. Самостоятельно этим заниматься противопоказано. Как правило, доктора назначают успокоительные средства для снижения нервной возбудимости. Применение сильнодействующих медикаментов в раннем возрасте запрещено.
  • Ребенку с синдромом рассеянного внимания просто необходим режим дня и его систематическое соблюдение. Это поможет сформировать дисциплину, которая отсутствует у таких детей. Распорядок дня должен быть прописан и размещен на видном для всех членов семьи. В этом расписании ребенку обязательно надо оставлять два часа личного свободного времени, которое он сможет потратить на свои интересы и увлечения.
  • Детям с подобным нарушением часто бывает крайне трудно обучаться в общеобразовательных учреждениях, этот недуг способствует сильному снижению успеваемости. Поэтому можно рассмотреть возможность посещения учреждений со специальной для таких случаев программой или же перевести ребенка на домашнее обучение.
  • Обязательным пунктом борьбы с расстройством внимания являются занятия у психолога. Специалист владеет методиками, приемами и программами, направленными на устранение повышенной эмоциональности и импульсивности. Подобные занятия помогают детям снять напряжение, стать спокойнее и уравновешеннее. Моделируя различные ситуации, психолог тестирует поведение ребенка и, исходя из полученной информации, дает ему советы, как правильно себя вести.

Ошибки родителей

Самой главной ошибкой родителей, дети которых страдают дефицитом внимания, является их убежденность, что этот недуг ребенок перерастет к 12–13 годам и что ни в каком особом воспитании он не нуждается. Если не заниматься этой проблемой, то будущее таких детей будет практически бесперспективным.

Данные статистики печальны: такие дети чаще бросают учебу, получают травмы, попадают в различные неприятные ситуации и ДТП, ведут асоциальный образ жизни, не имеют друзей или попадают в «плохие» компании, становятся алко-, нарко- и игрозависимыми.

Ранняя беременность у девушек с подобным синдромом, увы, является не редкостью. А взрослые люди, родители которых не занимались их проблемой в детстве, не добиваются успехов в трудовой сфере, часто меняют место работы, имеют материальные и социальные трудности.

Также отсутствие лечения этого расстройства у детей становится почвой для развития проблем в личной жизни во взрослом возрасте. Это часто влечет за собой обращение к психологам, психотерапевтам и даже к психиатрам.

Поэтому очень важно родителям обращать внимание на поведение своих детей, и если вы замечаете вышеперечисленные симптомы, то лучше обратиться к специалистам за консультацией.

Еще одной ошибкой родителей является то, что они принимают синдром рассеянного внимания за плохой, неуправляемый характер и бунтарство, из-за чего пытаются «перевоспитать» свое дитя неправильными и даже вредоносными методами. Как правило, это методы наказания, лишения, ругани и т. п. Такой подход лишь крайне усугубит проблему.

Эффективные упражнения

Ребенок с синдромом рассеянного внимания обязательно должен иметь свои домашние обязанности (они должны соответствовать его возрасту и возможностям).

Ему надо давать возможность проявлять настойчивость и самостоятельность в выполнении какого-либо задания, но в то же время нельзя бросать его наедине с проблемой – надо быть рядом и при необходимости помочь. Кроме того:

  • необходимо хвалить его за успехи, но не хвалить беспричинно;
  • обязательно занять ребенка каким-нибудь спортивным занятием;
  • также необходимо заниматься развивающими занятиями и играми;
  • желательно помогать ребенку с труднодающимися школьными предметами, например объяснить тему, которую он не понял на уроке.
Важно завершать день ребенка спокойными, расслабляющими занятиями, например рисованием или чтением, чтобы снизить его активность и возбудимость.

Способ применения

Суть методики простая. Ребенку выдаются карандаш (или ручка) и листок, на котором в несколько рядов друг под другом изображены простые фигуры или буквы. Найти образцы для проведения корректурных проб Бурдона можно в интернете. Экзаменатору нужен только секундомер. Сначала ребенку дается инструкция: после сигнала начать вычеркивать две буквы, например, «К» и «Р», а когда экзаменатор произнесет слово «Черта!», поставить вертикальную черту после той буквы, на которой он остановился, и продолжать выполнять задание дальше. Тест длится строго 10 минут, а слово «Черта!» нужно говорить в конце каждой минуты. Собственно, для этого экзаменатору и нужен секундомер.

Ключевые параметры

За это короткое время методика корректурных проб Бурдона позволяет оценить сразу несколько ключевых параметров.

  • Первый — объем внимания. Это способность за определенный промежуток времени охватить и удержать в памяти от 5 единиц информации и больше. И у детей и у взрослых нижняя планка одинаковая.
  • Второй критерий — продуктивность внимания, то, насколько хорошо человек может использовать эти 5 единиц информации для решения поставленной задачи.
  • Третий — устойчивость внимания. Этот параметр позволяет оценить, как работает память в целом на протяжении отведенных 10 минут. Например, в начале теста ребенок может выполнять задание плохо, в середине — лучше, а в концу опять переутомляется и делает ошибки.
  • Четвертый критерий — переключаемость (или гибкость) внимания. Это способность удерживать «фокус» на определенном объекте длительное время. Иными словами, как ребенок может, удерживая в памяти одну задачу, по сигналу экзаменатора ее тормозить, и приниматься за выполнение следующей.

Выбор материала

Существуют отдельно корректурная проба для дошкольников и корректурная проба для младших школьников. Разница в материале, который выдается для проведения теста, и в исходном количестве символов. Малышам дают задания, где нужно оперировать легко узнаваемыми и простыми значками. Это могут быть звездочки, кружочки, крестики, смайлики. Корректурная проба для дошкольников предполагает схожие манипуляции с буквами. И такого принципа желательно придерживаться. Буквенный вариант чаще всего используют для тестирования детей, заканчивающих первый класс. К этому времени в их памяти обычно хорошо отпечатывается образ каждой буквы. А у малышей дошкольного возраста, даже если они прилежно выучили алфавит, как правило, образ самих букв еще недостаточно закреплен. Отсюда — высокая вероятность ошибок, потому что маленькие дети обычно сильно путают буквы. Но, конечно, если ваш малыш еще не ходит в школу, но уже быстро и бегло читает, можно предложить ему и буквенный вариант корректурной пробы Бурдона.

Правильный настрой

Лучше проводить тест в первой половине дня до 12:00 — в это время суток наша работоспособность максимально высока. В домашних условиях принципиально важно создать правильный психологический настрой. Атмосфера должна быть дружелюбной, с этим в родных стенах проблем не будет. Однако важно подчеркнуть, что никаких оценок в конце не будет и результаты теста ни на что не повлияют. Особенно это касается школьников, которые прекрасно знают, что такое оценки. Они могут переживать, что окажутся не на высоте, и тогда плохо справятся с тестом. Но с другой стороны, не забывайте про мотивацию. Не понимая, для чего нужен тест, ребенок может неохотно приступить к выполнению задания, и результаты окажутся неинформативными. Можно попробовать сказать так: «Сейчас проверим, насколько ты внимателен! Постарайся сделать задание как можно лучше!».

Оценка результатов

Методика корректурных проб Бурдона считается самой известной, но для оценки параметров памяти у детей она довольно сложна в использовании. Главная трудность в том, что интерпретировать результаты теста неспециалисту очень непросто. Ведь трудности с обучением не всегда связаны с низким интеллектом или нарушением психических функций. Плохие оценки могут быть связаны с причинами чисто психологического характера. Возможно, ребенку не понравился учитель или отношения между ними по какой-то причине испортились. Часто бывает и так, что придя в школу с огромным желанием учиться, ребенок, впервые столкнувшись с системой оценок, теряет весь энтузиазм. За низкими результатами могут также скрываться и общее переутомление ребенка, и недостаточная мотивация, и несформированность (в силу возраста) волевых качеств. Существуют еще индивидуальные особенности, поэтому разобраться, где норма, а где отклонение, без опыта почти нереально. Как бы там ни было, насторожиться всерьез стоит в том случае, если коммуникативные навыки у ребенка хорошие, а проблемы с запоминанием и концентрацией внимания существенные.

 

Источники: https://ilive.com.ua/family/nevnimatelnyy-rebenok-prichiny-i-kak-spravitsya_104027i16024.html, https://o-krohe.ru/psihologiya/rasseyannoe-vnimanie/, https://www.parents.ru/article/korrekturnye-proby-burdona-dlya-doshkolnikov/
Регина Москвичева
Регина Москвичева
/ автор статьи
Получила диплом ВСИТ (Восточно-Сибирский институт туризма, филиал Российской международной академии туризма).
Написано статей
4
Ссылка на основную публикацию

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: