Эстетическое воспитание ребенка

Какую роль вкус играет в жизни человека

Чувство эстетического вкуса заключается в умении видеть прекрасное в окружающем мире и гармонично сочетать между собой цвета, формы, разные фактуры и т.д. Это качество не врождённое, а формируемое через восприятие окружающей среды. То есть на чувство вкуса сильно влияет культурный фон места, где живет человек, и, конечно же, пример близких людей. И озадачиться развитием этой черты личности стоит с самых ранних лет. А именно с 2 до 12 лет, когда, по словам психологов, у детей активно формируется эмоциональная сфера.

Хороший вкус – это также знание меры и аккуратность. Человеку нужно всего несколько секунд, чтобы оценить другого, составив о нём первое и самое сильное впечатление – по внешнему виду, речи и манерам. Поэтому нам так важно хорошо зарекомендовать себя в школе, в компании приятелей, при устройстве на работу, ведь, как говорится, «первое впечатление нельзя произвести дважды». Также вкус и чувство стиля влияют на восприятие самого себя и, как следствие, формируют нашу самооценку. И, чем больше узнаёт и впитывает в себя человек, тем богаче его эстетический багаж, который может стать основой для развития творческих талантов.

Как родителям повлиять на вкус ребёнка

Самые элементарные эстетические предпочтения возникают уже в 2 года, когда малыш учится различать цвета и узнаёт людей и предметы. На этом этапе его вкус идентичен вкусу родителей. Но к 5-7 годам ребёнок уже имеет собственное представление о том, что красиво, а что нет. Что же можно сделать, чтобы развить в нём хороший вкус?

    1. Подавайте достойный личный пример

      Очень важно транслировать хороший вкус через собственный пример: быть опрятным и вежливым, бережно относиться к вещам, носить разную и качественную одежду, слушать хорошую музыку и т.д. Заниматься саморазвитием нужно в любом возрасте, особенно учитывая, как стремительно меняется общество и его стандарты. Если родители имеют сформированное чувство стиля и взвешенный эстетический вкус, это непременно передастся и ребёнку.

    2. Позаботьтесь о красоте окружающей обстановки

      Конечно, «хороший» и «красивый» – это оценочные суждения, которые для каждой семьи будут отличаться. Ориентироваться стоит на гармонию в вещах: чувствуйте меру и помните об удобстве, функциональности, о приятных тактильных ощущениях и сочетаниях цветов, естественных для нашей природы.

    3. Сделайте домашнюю атмосферу творческой

      У ребёнка должен быть свой уголок, где он всегда найдет материалы для творчества. Если невозможно организовать целую комнату, определите такую зону на отдельной полке или выделите специальный ящик. Разместите там всё, что доступно малышу по возрасту и может провоцировать его воображение: белую и цветную бумагу, пластилин, бусины, клей, книжки, раскраски и прочее. Также помните, что творчество заразительно, и общение на темы искусства или любой сопряженный с ними досуг положительно отразятся и на ребёнке.

    4. Развивайте детей

      Даже в семье художников или музыкантов ребёнок не унаследует творческие способности от родителей просто так. Вкус приходит с начитанностью, насмотренностью – богатым и разносторонним опытом. Так, если малышам не давать пробовать новых блюд, они будут любить только макароны с сосисками. Если в семье не принято слушать музыку, то предпочтения ребёнка могут потом сильно удивить родителей и оказывать притом на него не самое лучшее влияние. Так же происходит и с книгами, фильмами, одеждой – внимание нужно уделять всему.

    5. Исследуйте мир

      По мере прививания ребёнку эстетического вкуса, получаемый опыт нужно усложнять. Ходите в музеи, на лектории, кинопоказы, рассказывайте об архитектуре. В отношении последней, конечно, национальное и мировое наследие лучше скажет само за себя. Путешествуйте по городам, историческим и архитектурным памятникам. Даже если сейчас ребёнку скучно слушать о готических замках, разнообразный личный опыт поможет ему сформировать своё мнение в будущем.

Чувство вкуса сильно влияет на ощущение счастья, создаёт новые каналы для вдохновения, расширяет кругозор. Ребёнок может не разделять ваших взглядов и предпочтений, но путь, через который он пройдет благодаря такому обучению, совершенно точно поможет ему найти своё место в жизни.

С какого возраста начинать

Эстетический вкус ребенка можно начинать формировать с первых дней его жизни. При этом в первый год идет косвенное формирование. В этот период родители создают среду, наполняя ее гармоничными, приятными, красивыми предметами и вещами. Каждый родитель, как правило, это делает. Конечно же, не каждый из них, приобретая игрушку или мебель в детскую, думает о том, что это будет формировать эстетический вкус ребенка. Однако, категориями «прекрасно-безобразно» пользуется в момент покупки или в процессе собственного создания чего-либо. Ребенок наблюдает за тем, что его окружает и перенимает опыт родителей. Музыка, которую включают ребенку, тоже играет свою роль. Многие родители включают классические произведения. Есть даже специальные композиции классиков для детей. Можно их использовать. Я предпочитаю оригиналы.

С того момента, как родители начинают говорить с ребенком и обращают его внимание к предметам подобными фразами: «Смотри, какой красивый цветок! Какая гармоничная мелодия! Какая бабочка интересная полетела!», начинается вторая фаза — подготовка к непосредственному формированию эстетического вкуса. В этот период нарочно что-либо создавать тоже не надо.

С какого возраста начинать

Во всем, что окружает ребенка, можно найти красивые или некрасивые предметы.

Непосредственное формирование эстетического вкуса начинается с того момента, когда вы посещаете с ребенком музеи, выставки, театры, рассматриваете книги с репродукциями. Возраст 2,5-3 года — вполне подходящий для этого. Многие начинают еще раньше, кто-то позже. Тут следует исходить от индивидуальных особенностей ребенка. Одни дети с 3 месяцев комфортно себя чувствуют в людных местах, других страшат громкие звуки и большие скопления людей. И есть обязательное условие: если родителю это приносит удовольствие, то и ребенок будет его испытывать. В противном случае — только отторжение.

Рекомендации, как формировать эстетический вкус

Прежде чем пойти с ребенком на какое-либо представление, даже если это будет детский спектакль для его возраста, сходите на небольшое мероприятие в людное место, где будет играть музыка. Если ребенок не капризничает и минут 30 выдерживает — можно смело отправляться в театр и на концерты. Если не выдерживает — значит, повторить через полгода.

Включайте классическую музыку начиная с младенческого возраста. Пока она звучит, можно играть, рисовать, танцевать — творить. Детям 4-5 лет можно предложить нарисовать музыку. Включите композицию, дайте бумагу с фломастерами или красками, и пусть рука танцует по листу в ритм музыке, оставляя интересные переплетения линий.

Читайте стихотворения, сказки и другие литературные произведения с чувством, толком, расстановкой. Можно устраивать театрализованные представления с пальчиковым театром.

Особенно хорошо читать произведения для детей К. И. Чуковского. Многие дети после них начинают сочинять свои стихи или сказки. Записывайте их. Потом можно создать вместе с ребенком книги с его шедеврами. Большой выбор форм самодельных книг найдете в книге Тони Виатровски «Сделай свою книгу».

Особенно хорошо читать произведения для детей К. И. Чуковского

После дождя или утром выйдите погулять и рассмотрите травинки, листики с каплями, росинками. Помогите ему увидеть прелесть в капле росы на бутоне, в переплетении трав, в красках заката. Как только вы увидите многогранную красоту окружающего мира и найдете слова, доступные сердцу ребенка, он сам начнет замечать красоту во всем, что его окружает.

Зимой во время снегопада выйдите на прогулку с увеличительным стеклом и листом бархатного картона. Ловите снежинки и рассматривайте их. Каждая снежинка удивительной красоты.

Рассматривайте книги с репродукциями или посещайте выставки. Для детей до 5 лет хорошо подойдут картины в стиле русский лубок. При этом важно не переборщить. Одной картины для одного дня — вполне достаточно ребенку до 7-8 лет. Лучше рассмотреть одну, но внимательно, выискав у нее все самое интересное.

Первые музеи для посещения лучше выбрать детских тематик — музей кукол, детских книг, игрушек. Хорошо посещать выставки с детским творчеством — рисунками, поделками. Рассматривайте работы других детей и находите в них прекрасное.

Позвольте ребенку творить, а себе — восторженно встречать его творчество. Да, первые рисунки-каракули могут показаться совсем не эстетичными. Приглядитесь повнимательнее: во множестве линий, скорее всего, что-то спряталось. Там бывают слоны, собаки, рыбки, уточки, клоуны, люди. А если спросить автора, то там найдется что-то еще.

Оставьте несколько каракулей и периодически их рассматривайте всей семьей. Каждый раз вы будете находить что-то новое. Так будет развиваться креативность и повышаться ценность рисования у ребенка.

Оставьте несколько каракулей и периодически их рассматривайте всей семьей

Предложите ребенку выбрать одежду, которую он сегодня наденет. Для начала достаньте по два варианта каждого наименования. Например, пара кофточек, юбок, колгот, из которых ребенок собирает свой наряд. Ребенок может выбрать как удачное, так и не совсем удачное сочетание цветов.

Поскольку мы только формируем эстетический вкус, то можно подобрать такую одежду, которая в любых комбинациях будет сочетаться. Для детей 4-5 лет эту задачу можно усложнять, добавлять то, что не будет сочетаться. В случае, если ребенок выберет ту вещь, которая не сочетается, обратите его внимание таким способом: «Как думаешь, вот эта футболка будет лучше смотреться с этими шортами?».

Так мы мягко подводим его к пониманию, что одни вещи сочетаются лучше, чем другие.

Развивая одновременно креативность можно устраивать показы мод. Для игры можно брать все интересные вещи старших — шляпы, платки, туфли и прочие предметы. Дети обожают наряжаться, так почему бы не сделать это всем вместе и получить от этого массу радости?

Придумайте на основе этих рекомендаций свои игры с ребенком, и эстетический вкус у него будет сформирован безупречно.

Арт-воспитание тогда и сейчас

О том, что культурное наследие позитивно влияет на подрастающее поколение, знали еще в прошлых веках. Только в те незабвенные времена воспитание искусством не было чем-то особенным – просто часть повседневной жизни. Дети прошлого (особенно дети благородных сословий) уже с рождения попадали в культурную среду. Живая музыка, ласкающая (не раздражающая) слух, театральные спектакли, как развлечение. Да, о чем говорить, даже игрушки, мебель, одежда, предметы интерьера – все было сделано руками человека, окутывая его жизнь, проникая в сердце.

Сегодня ситуация изменилась. Все живое, человеческое, становится роскошью, уступая место шаблонному и фабричному. Арт среду приходится создавать вручную, обеспечивая постоянный контакт детей с миром прекрасного – миром искусства.

Художественное воспитание и его влияние

Чтоб понять, почему так важно художественное воспитание, вспомним, как устроен наш мозг. Левое полушарие (умное) отвечает за логику, аналитические процессы, усвоение школьной программы. Правое же активно участвует во всем творческом, что творится у нас в голове – эмоции, чувства, интуиция, восприятие прекрасного. Именно это полушарие включается в работу, когда ребенок слушает музыку, любуется картиной или тянет ножку в хореографической композиции. Занятия в школе стимулируют и развивают именно левое полушарие, оставляя правое праздно расслабляться. Для полноценного развития и функционирования мозга работать должны оба полушария в равной степени. Потому так важно воздействие, стимулирующее чувства, эмоциональный отклик. Теперь-то понимаете?
Арт-воспитание

Искусство и технологии воспитания

Когда мы говорим о создании художественной воспитательной среды, мы имеем в виду все те виды искусства, которые являются частью нашей жизни: музыка, живопись, декоративно-прикладное, танец и театр. Исключить что-то одно нельзя, но, при желании, можно сделать акцент, определив малыша в кружок или специализированную школу.

Музыкальное воспитание

У музыки – первое место в воспитании. Обучение игре на музыкальном инструменте решает несколько задач одновременно:

  1. Эстетическая. В процессе обучения музыке формируется и корректируется вкус, развивается музыкальный слух. Участие в концертах воспитывает внутреннюю культуру, как внешнего вида, так и поведения.
  2. Эмоциональная. Периодическое прослушивание и исполнение произведений композиторов-классиков стимулирует эмоциональную отзывчивость.
  3. Воспитательная. Регулярные занятия на музыкальном инструменте вырабатывает усидчивость, волю и целеустремленность.
  4. Физиологическая. Занятия музыкой стимулируют мелкую моторику рук, координацию движений, что напрямую влияет на умственную деятельность ребенка.
  5. Психологическая. Участие в концертах и конкурсах помогает избавиться от страха публичного выступления

Театральное искусство, как средство воспитания

«Весь мир – театр, а люди в нем – актеры» – сказал великий классик Шекспир, и в чем-то был прав. Стремление воссоздать события истории или литературы стремились еще самые древние люди. Есть в этом и психологический смысл – играя роль, мы проживаем жизнь героев, что позволяет нам не только понять их характер, но и самих себя.

Для детей театр – самое любимое искусство. Магия перевоплощения увлекает и помогает детям справиться с довольно сложными психологическими проблемами, такими как: непринятие себя, стеснение, боязнь публики. Детские постановки сопровождаются музыкальным фоном, цветными декорациями и, часто, хореографическими композициями. Это позволит сказать, что театр включает другие жанры, и несет максимум пользы для маленького актера.

Эстетическое воспитание дошкольников через декоративно прикладное искусство

В отличие от музыки, танца и театра, финальный продукт декоративно-прикладной деятельности можно потрогать, увидеть, показать другим и сохранить на память. Есть и еще одно преимущество перед музыкой и танцем – здесь дети выступают в роли творца, создают, пропуская идею через сердце и руки. Творить – большая ответственность, дети это понимают. Воплощение мысли в материю – в этом есть большой смысл, в том числе и воспитательный. Средствами изобразительного искусства решаются множественные задачи, в числе которых художественное развитие, развитие мелкой моторики, эстетического вкуса. Что создают дети? В программе воспитания детских садов тематикой прикладного искусства чаще всего выступает фольклор, поэтому идет нога в ногу с патриотическим воспитанием. В художественных школах дети не только учатся творить, но и знакомятся с шедеврами художников, скульпторов и архитекторов всех времен.

Эстетическое воспитание средствами искусства

Эстетическое воспитание детей – основа культурного развития. Под словом «эстетическое» мы имеем в виду не только музыкальный слух, художественные способности, восприятие, эмоциональную отзывчивость. Это еще основы нравственности, эстетика быта, отношения между людьми, культура внешнего вида и внутреннего мира.

Эстетическое воспитание осуществляется всеми художественными средствами (музыка, театр, живопись и т.д), поэтому роль искусства в эстетическом воспитании играет первоначальную роль. Цель его – гармонично развитый, культурный, грамотный, а также прогрессивный человек. Используя художественные и музыкальные средства, эстетическое воспитание формирует личность не для самого искусства, а для его полноценного развития и жизни.

Патриотическое воспитание через искусство

Патриотическое воспитание – основа духовно-нравственного развития личности. Будучи составляющими одной образовательной системы, патриотическое воспитание тесно связано с эстетическим. И не просто связано, а сплетено в единое целое. Воспитание любви к родной культуре начинается со знакомства с песнями, сказками, танцами и произведениями народного прикладного искусства. Только пропустив через сердце можно понять глубину народных песен. Только пропустив через собственные руки, можно представить, как работали наши предки. Искусство не просто средство для патриотического воспитания, это оно и есть.

Источники: https://amakids.ru/about_us/blog/vospitanie-detej/zachem-vospityvat-vkus-i-chuvstva-stilya-u-rebenka, https://deti.mann-ivanov-ferber.ru/2018/10/15/sovety-psixologa-kak-sformirovat-u-rebenka-estetichesk, https://vospitanie.guru/esteticheskoe/vospitanie-iskusstvom
Анна Наумова
/ автор статьи
Профессиональный стилист и визажист, пишущий уникальный во всех отношениях контент.
Написано статей
2
Ссылка на основную публикацию

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: