Дисграфия

Содержание

Что такое дисграфия? Как узнать, что у ребенка дисграфия

Как правило, о том, что у ребенка есть проблемы с письмом (дисграфия), родители и учителя узнают только при обучении письму, то есть в начальной школе. Дисграфия — это специфическое нарушение письма, когда ребенок пишет слова с фонетическими ошибками, ошибками записи звуков. Вместо «п» пишет «б», вместо «т» — «д», неправильно формирует слоги, добавляет лишние буквы, пропускает нужные, пишет несколько слов слитно.

По ошибке дисграфию можно принять просто за незнание грамматических правил, однако проблема кроется глубже.

Сравните «предложение» — «бретлошение» и «предложение» — «придложение». В этом примере отчетлива видна разница между простым незнанием правильного написания (правила) и дисграфией.

При этом почерк таких детей часто бывает неразборчивым, неровным. При письме ребенок проявляет много усилий, но пишет очень медленно. Если такой ребенок обучается в классе с обычными детьми, то может испытывать серьезные переживания из-за своих ошибок, медлительности, недовольства учителя. В речи ребенок с дисграфией часто не может строить длинные предложения и предпочитает отмалчиваться или говорить кратко. Из-за этого «дисграфик» не имеет полноценного общения со сверстниками, и ему кажется, что одноклассники настроены против него.

К сожалению, это достаточно серьезная проблема, которая «не ходит одна»: чаще всего дисграфия проявляется вместе с дислексией, проблемой чтения, также ребенок может иметь проблемы в речи и нарушения других физических функций.

Дисграфия. Ошибки на письме

Понятие дисграфии как нарушения письменной речи

Что же такое дисграфия?

В одной из предыдущих статей мы затрагивали тему дислексии.
Там же было сказано, что это похожие нарушения развития, и они почти всегда пересекаются, но не всегда сопровождают друг друга.
В России более тридцати процентов учеников младшей школы имеют это отклонение, поэтому нарушение распространенное и очень важно научиться распознавать его, понимать его причины и знать, как помочь детям с такой проблемой.

Дисграфия – это нарушение письменной речи, при котором малыш делает очевидные ошибки при письме и которое требует логопедической коррекции.

Подобно дислексии, дисграфия имеет несколько форм, у каждого из которых свои признаки, а если быть точнее – свои типы ошибок, допускаемых детьми.
Можно выделить следующие формы дисграфии:

  • Акустическая
  • Артикуляторно-акустическая
  • Оптическая
  • Аграмматическая
  • Дисграфия, связанная с недоразвитием языкового анализа и синтеза

письмо при гисграфии

Почему и отчего возникает дисграфия

Причин у дисграфии много. Это только кажется, что писать очень просто — услышал и записал, увидел — и списал. Води ручкой по бумаге, запоминай правила и применяй. Но чтение и письмо — это искусственное и относительно недавнее приобретение цивилизации. Есть народы, до сих пор обходящиеся без них, и есть люди, обладающие чудесным умом, но беспомощные перед ручкой и бумагой.

В норме, прежде чем овладеть письмом, человеку нужно освоить языковой анализ и синтез, уметь дифференцировать на слух звуки, правильно их произносить. Обязательны сформированность лексико-грамматической стороны речи, пространственных представлений, развитый зрительный анализ и синтез. Когда одна из функций «хромает» или не сформирована, тогда-то и возникают нарушения письменной речи.

Группа риска по дисграфии

Говорить о дисграфии у дошкольников некорректно, ведь письменной речью овладевают лишь в 7-8 лет. В 6 лет можно лишь предположить, что ребенок в группе риска и заняться профилактикой. В группе риска находятся:

  • дети с общим недоразвитием речи;
  • дети, у которых в 2–3 года была задержка речевого развития;
  • дети, у которых есть проблемы с памятью и вниманием;
  • если ребенок левша или переученный левша;
  • если у ребенка были травмы головы;
  • если к семи годам не исправлены нарушения звукопроизношения;
  • если ребенок слишком рано, в 6 лет, пошел в школу, и в семье интенсивно пытаются подстегнуть интеллектуальное развитие ребенка, игнорируя естественные темпы физиологического и психологического развития. Или, наоборот, если ребенок рос в социально неблагополучной среде, где возможность развиваться естественно была ограничена;
  • часто болеющий (особенно в раннем детстве), ослабленный, болезненный ребенок;
  • ребенок, в семье которого уже наблюдались случаи дисграфии.

Описание патологии

Дисграфией называется нарушение процесса письма. Оно чаще всего сопряжено с неадекватной работой определенных психических функций, которые принимают участие в обеспечении письменного процесса. Дети с дисграфией упорно пишут с типичными и постоянными ошибками.

Дисграфия является очень распространенной проблемой дошкольного и младшего школьного возраста, например, в той или иной форме и степени нарушение письма фиксируется примерно у 53% второклассников, у 38% учеников средних классов, примерно у 19% детей из старших классов в общей образовательной школе.

Специалисты связывают такой высокий процент дисграфии у детей школьного возраста с тем, что в 1 класс почти половина вчерашних детсадовцев приходит с нарушениями развития речи, которые не благоволят нормальному овладению письменной грамотой.

Дисграфия — частичное нарушение письма. Если у ребенка, вообще, не получается освоить письмо, то говорят об аграфии.

В большинстве случаев (97-99%) нарушения при письме связаны с нарушениями чтения.

Виды дисграфии

Существует несколько классификаций дисграфий. Но чаще всего ее делят на 5 видов:

1. Артикуляторно-акустическая форма дисграфии

Ребенок пишет так, как он слышит. Не зря рекомендуется к школе исправить все недостатки звукопроизношения. Если этого не сделать, могут возникнуть проблемы с письмом. Например, ребенок заменяет в устной речи «р» на «л». И пишет вместо «рот» — «лот», вместо «порох» — «полох». Или, если звук совсем отсутствует в речи, может и вовсе этот звук пропускать. Например, написать «кошун» вместо «коршун».

2. Акустическая форма дисграфии

Ребенок может произносить все звуки чисто, но при этом заменять буквы, обозначающие фонетически схожие звуки. На письме чаще всего смешиваются пары букв «д-т», «б-п», «ж-ш», «в-ф», «г-к» или «с-ш», «з-ж», «ч-щ», «ч-ть», «ц-т», «ц-с».

3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Чаще всего встречается у детей, страдающих нарушениями письменной речи. При этой форме дисграфии дети пропускают буквы и слоги, переставляют их, не дописывают слова, слитно пишут предлоги или раздельно — приставки. Иногда можно встретить такое нарушение, как контаминация: в одно слово сливаются части или слоги разных слов. Например, «крабочки» — крабовые палочки.

4. Аграмматическая дисграфия

Как можно понять из названия, связана с недоразвитием грамматического строя речи. Правил грамматики для такого ребенка не существует. Страдают согласования существительных и прилагательных, существительных и глаголов («Белочка скакало», «теплая одеяло»).

5. Оптическая дисграфия

Элементы, образующие буквы, немногочисленны: в основном, это палочки, кружочки, крючочки… Но они по-разному комбинируются в пространстве, образуя различные буквы. Ребенку, у которого недостаточно сформированы зрительно-пространственные представления, зрительный анализ и синтез, тяжело уловить различия между буквами. То лишнюю палочку к «Т» припишет, то у «Ш» не допишет крючок. Если ребенок не улавливает тонких различий между буквами, это непременно приведет к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме.

Часто у ребенка наблюдается смешанная форма дисграфии. В этом случае при анализе письменных работ ребенка мы обнаружим признаки двух-трех видов дисграфий (а то и всех пяти). Как же исправить дисграфию у ребенка?

Причины возникновения

Если ребенок плохо пишет, то у него почти всегда есть проблемы с устной речью — нарушено произношение каких-то звуков, фонематический слух, с грамматическим и лексическим строем речи, к тому же речь его плохо связана. Именно поэтому специалисты считают, что в основе дисграфии лежат нарушения все тех же психических процессов, которые регистрируются и при дислалии, дизартрии и задержке психоречевого развития.

Основная причина может крыться в недоразвитии участков головного мозга, в их поражении. Случиться это может и в период внутриутробного развития, и в момент родов, и после них в любое время. Патологическая беременность мамы, наличие родовых травм, гипоксия, воспалительные недуги мозга, а также травмы черепа и мозга — все это способно вызвать неправильное обеспечение психических процессов, которые в ответе за речь, письмо и чтение.

В большей мере подвержены патологии ребята из билингвальных семей, где принято писать и говорить на двух и более языках. Свой отпечаток может наложить и семейное воспитание — если взрослые говорят неразборчиво, невнятно, то вероятность, что у ребенка будут проблемы с чтением и письмом существенно повышается. Иногда мамы и папы сами «роют яму» своему чаду, несмотря на предупреждения педиатров — слишком ранее обучение грамоте не способствует эффективному и правильному ее освоению.

Не игнорируйте проблему

Обнаружив, что ребенок не слишком успешно осваивает навыки письма, многие родители винят в этом «невнимательных» учителей. И напрасно. Дисграфия у малышей, как правило, впоследствии развивается из-за воздействия различных факторов в намного более раннем возрасте. В их числе:

  • пороки внутриутробного развития;
  • родовые травмы или асфиксия в момент появления на свет;
  • тяжелые инфекционные заболевания (энцефалиты, менингиты и другие болезни, истощающие нервную систему);
  • опухоли головного мозга;
  • задержки психического развития;
  • речевые нарушения.

В группе риска находятся дети, чьи родители имеют небольшой словарный запас, обладают нечеткой или неправильной речью либо просто не утруждают себя общением с малышом. Как ни странно, дисграфия встречается и у тех, с кем до поступления в школу занимались слишком активно, принуждая усваивать информацию, слишком сложную для восприятия.

При наличии дисграфии не стоит надеяться, что ребенок «перерастет» проблему. Стойкие нарушения письма, не связанные с незнанием норм правописания, требуют коррекции с участием психолога, логопеда, педагогов и, разумеется, родителей. Кроме того, некоторые пациенты нуждаются в помощи невролога, отоларинголога, реабилитолога и т. д.

Избегайте переутомления

У ребенка, страдающего дисграфией, навык письма по-настоящему не сформирован. Длинные занятия его утомляют, из-за чего необходимы регулярные перерывы на 10-15 минут. В это время он может побегать, выпить стакан сока или съесть яблоко, поиграть. Ни в коем случае нельзя совмещать работу над текстом с просмотром телепередач или компьютерной игрой: малышу будет сложно сосредоточиться.

Будьте терпеливыми

Обильные и элементарные ошибки в письме, которые делает ребенок с дисграфией, взрослых, как правило, раздражают, тем более что особенностью дисграфии является настойчивое повторение одних и тех же ошибок. Наиболее распространены следующие:

  • путаница в написании букв, сходных фонетически («г» и «к», «д» и «т», «б» и «п») или графически («ш» и «щ», «х» и «ж», «л» и «м»);
  • написание заглавных букв вместо строчных (и наоборот);
  • зеркальное отображение букв;
  • перестановка слогов в словах;
  • добавление в слова лишних слогов или букв;
  • отсутствие в словах окончаний;
  • несогласованность родовых, числовых и падежных окончаний;
  • нарушения структуры текста, пропуски членов предложений.

Между тем, занимаясь с малышом с дисграфией, нельзя торопиться и раздражаться. Взрослый человек должен отдавать себе отчет в том, что элементарное для него самого задание для ребенка таковым не является. Присутствие сердитого и нетерпеливого наставника только ухудшает ситуацию и увеличивает количество ошибок.

Организуйте место учебы

Ребенок должен заниматься в хорошо проветренном и правильно освещенном помещении. Важно, чтобы ничто не отвлекало его: нужно выключить компьютер и телевизор, убрать со стола лишние предметы, по возможности попросить других членов семьи удалиться из комнаты. Особое внимание следует обратить на мебель и канцелярские принадлежности: стол, стул, а также ручка или карандаш, которыми пишет малыш, должны быть максимально удобными.

Играйте с ребенком

Младшие школьники проще усваивают информацию, поданную в игровой форме. Существует множество методик обучения письму с использованием ребусов, загадок, раскрасок и т. д. Разумеется, их нужно подбирать индивидуально; по данному поводу полезно проконсультироваться с психологом и логопедом.

Проговаривайте проблемные слова

Специалисты советуют подробно объяснять ребенку написание каждого слова, многократно повторяя вслух и четко артикулируя проблемные моменты. Важно, чтобы малыш тоже проговаривал по слогам слова, которые пишет. Каждую ошибку следует исправлять, повторяя слово заново. Дело в таком случае продвигается медленно, но обвинять ребенка в отсутствии сообразительности недопустимо: это может свести на нет весь эффект занятий.

Читайте вслух

Богатство словарного запаса, общее развитие человека и качество его письма находятся в прямой зависимости от того, как много художественной литературы он читает и как легко ему дается названный процесс. Для детей с дисграфией чтение, как правило, проблематично. Исправить положение сложно, поскольку отношение к чтению как к занятию трудному, неприятному и бесполезному к 7-8 годам уже сформировано. Но даже в такой ситуации нужно постараться заинтересовать ребенка книгами.

Для начала подойдут короткие рассказы или стихи, веселые, занимательные истории. Нельзя заставлять ребенка читать и оставлять его наедине с этим занятием. Лучше устраивать чтения вслух, по очереди или по ролям. Родители же должны следить за тем, чтобы малыш тщательно проговаривал все слова и обращал внимание на их правильное написание.

Обеспечьте ребенку моральную поддержку

При дисграфии ребенку сложно учиться в школе. Он испытывает на себе постоянное недовольство учителей и привыкает считать себя менее успешным, чем сверстники. Да и одноклассники порой относятся к нему без симпатии, насмехаясь над «тупостью», что еще больше угнетает и приводит к снижению самооценки.

В такой ситуации только любовь и понимание родителей могут исправить положение или хотя бы уменьшить остроту проблемы. Взрослые члены семьи должны позаботиться о том, чтобы малыш получил всю необходимую помощь (занятия со специалистами, диагностику и лечение имеющихся у него заболеваний, доброжелательное отношение при выполнении заданий). Важно как можно чаще хвалить малыша, отмечать любые его успехи и не ругать за ошибки и неудачи.

По мнению специалистов, дисграфию можно зафиксировать у ребенка, достигшего 8 лет. К этому времени основные навыки письменной речи в норме уже сформированы. О наличии проблемы свидетельствуют типичные, навязчиво повторяющиеся дефекты письма. Они почти всегда сочетаются с небогатым словарным запасом, речевыми нарушениями, слабой памятью. Помимо дисграфии, у таких детей часто наблюдаются гиперактивность, низкая работоспособность и сложности с концентрацией внимания.

Отклонение поддается коррекции, но степень исправления напрямую зависит от усилий, приложенных близкими. Важно понимать, что дисграфия никогда не проходит сама. Чем раньше малыш попадет в руки специалистов и чем тщательнее будут выполнены их рекомендации, тем лучше будет результат. Желательно, чтобы к окончанию начальной школы ребенок полностью овладел навыками письма; в противном случае неизбежны проблемы с последующим обучением и социальной реализацией.

Случаи, когда необходимо медикаментозное, физиотерапевтическое лечение

Если присутствует органическая причина дисграфии, то будет назначено ее лечение (медикаментозное, физиотерапевтическое и так далее).
Сходные способы лечения назначается и при усугубленной дезорганизация письменной речи, приводящей к невозможности действия письма (Аграфия).
Будут проводиться различные упражнения с логопедом.
Некоторые из них Вы сможете самостоятельно применить и позаниматься с ребенком дома, таким образом Вы не только поможете коррекции, но и сблизитесь со своим малышом.

Ошибки красным

Упражнения для исправления дисграфии дома

Можно ли исправить и как исправить дисграфию дома.
Да,после консультации с логопедом  и проведенного им анализа ситуации, основная нагрузка ложиться на выполнение упражнений в домашней обстановке.
Ниже приводятся упражнения для коррекции.
Вы сможете их самостоятельно применить и позаниматься.
Таким образом Вы не только поможете коррекции, но и сблизитесь со своим малышом.

«Лабиринт»

Требуется пройти лабиринт, проведя на листе непрерывную линию, не отрывая руки и не поворачивая лабиринт.

Графические диктанты

Это такие задания, в которых нужно по подсказкам нарисовать что-то на листе в клетку.
Существуют графические диктанты, в которых должна получиться какая-либо буква или цифра.

Конструирование знаков из элементов

Можно составлять буквы и цифры из разных предметов: счетные палочки, карандаши, крупы, пластилин и так далее.
Можно рисовать на бумаге рисунки в форме знаков. Из уже составленных символов можно пересоставить другие.
Разбирайте их и составляйте заново.

Таблица Шульте

Таблицы Шульте

Таблицы Шульте, методика Мюнстенберга и прочие психологические методы на развитие внимания, связанные с символами.Как утверждают психологи это особо эффективно ,когда ребенку от 10 до 11 лет.

Кроссворды

Сканворды, кроссворды, английские кроссворды, судоку и прочие головоломки.

Девочка думает

Узнавание неполных символов

Играйте в узнавание букв и цифр, которые нарисованы не полностью.
Пусть ребенок добавит ту часть знака, которой не хватает.
Некоторые рисунки можно продолжить до нескольких разных знаков.
Например, буква «Б» и цифра «5» имеют общую часть, как и многие другие.

Поиск пропущенных букв в слове

Напишите слово и нарочно пропустите в нем букву или даже слог.
Пусть малыш проведет анализ слова, найдет пропуски, выделит слог, исправит ошибку и назовет правильный вариант его написания.

Заучивание стихотворений

Это тоже своеобразное упражнение, которое развивает память и речь.
В нашем случае поэзия поможет обрести чувство ритма в речи.

Играйте со словами

Составляйте анаграммы: переставляйте буквы и слоги в словах так, чтобы из них получались новые слова или словосочетания.
Можно также взять какое-нибудь среднее или большое слово и попробовать составить из букв, входящих в него, другие слова.
Подобных приемов целое множество.

Развитие мелкой моторики

Кажется, что уже все вокруг твердят об этом: развитие речи связано с мелкой моторикой.
Используйте эту возможность по максимуму: пусть малыш отдохнет от русского языка и займется лепкой, бисером, конструктором, оригами и другими интересными занятиями.
Включите фантазию – и у Вас все получится.
Кроме того, заниматься будет крайне интересно и Вам, и ребенку!

Комфортные условия для малыша

Психологический комфорт при письме

Вы должны обеспечить своему воспитаннику в первую очередь психологический комфорт, потому что без него проблема либо не решится, либо решится, но с последствиями другого характера.
Боязнь учителя, ненависть к письму и урокам, стыд перед одноклассниками и другое.

  • Поговорите с педагогами.
    Объясните серьезность ситуации и попросите вести себя компетентно.
    Пусть они не акцентируют внимание остальных детей на проблеме и запасутся терпением.
    Обязанность учителя – отнестись к своему ученику с пониманием.
    Это значит помогать, пресекать насмешки других и не ругать за ошибки.
    Педагог, который не понимает этого, может не только помешать коррекции дисграфии, но и довести ученика до перенапряжению на нервной почве.
    Только представьте себе ситуацию. Вы – маленький ребенок 8 лет, у которого никак не получается то, что другие делают с легкостью.
    При этом взрослый человек, учитель, с которым Вам часто приходится контактировать, ругает Вас за ошибки письма, а сверстники тем временем их высмеивают.
    И так продолжается достаточно длительное время изо дня в день.
    Думаю, очевидно, что ни учебной мотивации, ни доверия к окружающим, ни здоровой самооценки у маленького человека не будет.
  • Заряжайте своё чадо только позитивной энергией.
    Чаще хвалите малыша за успехи и не говорите о плохом.
    Очень важно, чтобы он верил в себя и не сдавался, то есть не прекращал выполнять упражнения по письму только потому что надоело или что-то не получается.
    В то же время не заставляйте его переутомляться: все должно быть в меру.
    Иначе срывов избежать не получится.
    Помните, что родители – это самое важное, что есть у вашего сына или дочери.
    Они его лучшие друзья и самые близкие в жизни люди.
    Кто, если не Вы, поддержите малыша и поможете ему добиться успеха?

Школьники на уроке

Этапы терапии

Устранение дисграфии у младших школьников осуществляется в четыре шага:

  1. Диагностика. Здесь следует часто проводить различные диктанты для проверки существующего уровня грамматики. Полученные результаты нужно проанализировать и сделать первые выводы.
  2. Подготовка. Здесь уделяют внимание развитию памяти, мышления, а также мелкой моторики. Очень важно выявить понимание пространственных связей.
  3. Коррекция. С этого этапа начинается непосредственно лечение существующих отклонений. Вся работа направлена на три аспекта: грамматический, лексический и фонетический. Цель – исправить нарушения, нормализовать процесс письма и чтения.
  4. Оценка. Завершающий шаг, на котором происходит проверка всех результатов, родителям даются последние рекомендации.
Источники: https://pedsovet.su/publ/156-1-0-5018, https://healthbeautyblog.ru/deti/disgrafiya-u-detej.html, https://www.parents.ru/article/disgrafiya-urebenka/, https://o-krohe.ru/bolezni/disgrafiya/, https://www.neboleem.net/stati-o-zdorove/15301-kak-pomoch-rebenku-s-disgrafiej-8-sovetov-roditeljam., https://FB.ru/article/314349/disgrafiya-u-mladshih-shkolnikov-korrektsiya-uprajneniya-profilaktika-p
Оксана Оськина
Оксана Оськина
/ автор статьи
Высшее филологическое образование, опыт педагогической работы, грамотность, аккуратность и исполнительность . Интересы: психология, история, религия, искусство, философия, эзотерика, русский язык и культура, правильное питание, здоровье и красота, растения и животные.
Написано статей
8
Ссылка на основную публикацию

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: