Готовим руку к письму

Естественный порядок вещей

Мышечный контроль и координация движений у ребенка развиваются естественным, упорядоченным образом — сверху вниз и изнутри — начиная с головы в сторону пальцев ног и из туловища к конечностям. Этот порядок очередности установлен мозгом не просто так. Так появляется гарантия, что крупные мышцы, необходимые для координации и передвижения, хорошо организованы и четко контролируются к тому моменту, когда приходит пора овладевать более чем 60-ю комбинированными мышцами в руках (не говоря уже о десятках костей, сотнях связок и сухожилий, и т.д. и т.п.). Таким образом, руки — последняя группа мышц, которой должен овладеть ребенок.

Что такое развитие моторики?

Это не значит, что руки вашего ребенка не работают, пока он растет. Руки малышей начинают с простого движения — рефлексивного, требующего захвата всей рукой. Со временем ранние хватательные рефлексы умирают, позволяя малышу использовать свой указательный палец и большой палец вместе, в унисон. Вы увидите, что с каждым днем движения рук и пальцев будут становиться более осознанными. Но это еще не мелкая моторика.

Овладение мелкой моторикой подразумевает высокую точность контроля движений, при которых необходимо привести в движение все пять пальцев вместе, чтобы сделать точечную работу, требующую почти незаметных движений. Таких, например, как использование карандаша для того, чтобы написать свое имя.

Но написание имени — это задача не только запястья. На самом деле, при письме задействуется большая часть всего тела.

Для того, чтобы написать свое имя…

  1. Верхняя часть тела должна быть достаточно сильна, чтобы удержать тело в вертикальном положении, стоя или сидя.
  2. Мышцы плеч должны быть достаточно развиты, чтобы контролировать и правильно распределять при движениях вес руки, и достаточно гибки, чтобы свободно вращаться в положении рук для записи.
  3. Предплечье должно контролировать нижнюю часть руки, обеспечивая горизонтальное движение кисти по бумаге.
  4. Нижняя часть руки и локоть должны обеспечивать прочную точку опоры, на которой вращается запястье.
  5. Запястье в состоянии фиксировать кисть руки в устойчивом положении и поворачиваться в необходимых направлениях.
  6. Пальцы могут складываться вокруг карандаша, который удерживается на месте с помощью большого пальца.
  7. Вместе все пять пальцев исполняют на бумаге точный танец:
  • размещают карандаш в необходимый угол,
  • нажимают и удерживают нужную степень давления, чтобы оставить отпечаток,
  • координируют крошечные движения вверх, вниз, влево и вправо.

Если какая-либо из указанных мышц в этой цепочке не выполняет свою работу, написание имени будет сложной или даже непосильной задачей.

А потому — возвращаемся назад, к шведским стенкам и детским площадкам. Отчасти это и ответ на вопрос «как добиться хорошего почерка у ребенка» — этого можно достичь только при условии, что все мышцы достаточно развиты.

Игра в «Письмо»

  1. Лазания вверх-вниз, висы и любые другие высокоэнергетические виды деятельности, которые дают силу в верхней части тела и прокачивают основные мышцы, являются жизненно важными предшественниками мелкой моторики.
  2. Скручивания, повороты, болтания на перекладине и махи помогают развивать гибкость и ловкость, необходимую для вращения плеч, локтей, запястья и пальцев.
  3. Жимы, растягивания и подтягивания нарабатывают силу и дают интуитивное понимание простых физических процессов, таких как вес, давление и сопротивление.
  4. Кроме того, для наработки силы и ловкости рук идеально подходит… игра в грязи. Пластилин, песок и вода, а еще грязь (да-да, грязь!), как, впрочем, и любые другие тактильные игры являются большим сенсорным опытом для мозга и рук. Как ни странно, но именно эти занятия в один прекрасный день «аукнутся» ребенку аккуратным почерком.

Таким образом, когда речь заходит о подготовке к письму, стоит начать с физкультуры для рук и тактильных игр.

Физические упражнения для подготовки к письму

Вот несколько упражнений, которые вы можете выполнять с ребенком дома, чтобы развить мышцы верхней части тела и набрать физическую силу.

Катим тачку

Это упражнение идеально подходит для развития силы рук. Лучше держать ребенка за бедра, а не за ступни ног. Это предотвращает неестественный прогиб в спине и чрезмерную нагрузку на маленькие ручки.

Каракатица

Детям нравится это упражнение, и они с готовностью его делают. Нужно сесть на пол и оторвать попу от пола, держась за пол руками. А теперь надо двигаться как каракатица. Можно ходить и вперед, и назад.

Походка гусеницы

Наклоняемся так, чтобы руками коснуться пола. Теперь идем, как четвероногое животное. Начните с рук. Когда они максимально отдалятся от ног, пусть ребенок застынет на пару секунд. Теперь пусть ноги догоняют руки.

Подготовка руки к письму и виды занятий содействующие подготовке руки к письму:

  1. Лепка(глина, пластилин, тесто), пластилиновые заплатки
  2. Рисование пальцами(по манке, муке, крупе)
  3. Мозаика
  4. Сборка конструктора с мелкими деталями
  5. Различные шнуровки
  6. Игры с прищепками, пуговицами, крупами
  7. Вырезание ножницами
  8. Складывание листа (оригами)
  9. Занятия с резиновыми игрушками, которые можно сжать
  10. Игры с палочками Кюизера и т.п.

Как видите специальных, особенных занятий проводить с ребенком не надо. Надо просто играть. Играть в мозаику, лего, пальчиковый театр, творить, лепить, клеить, резать, сгибать, собирать и прочие. Занимайтесь этим регулярно по 10 -20 минут в день, можно и дольше, если видите, что у ребенка есть интерес.

Беря на вооружение и соблюдая эти рекомендации можно не только улучшить моторику рук, а так же развить мышление, внимательность и физическую силу.

Есть ряд предшествующих упражнений, которые стоит выполнить, перед тем как начинать обучение письму. Данные упражнения помогут поставить руку для письма.

1.Упражнения для укрепления руки.

Графические упражнения по типу: соедини точки, обведи изображение, заштрихуй фигуру и т.п. Эти письменные упражнения разрабатывают мышцы рук, а так же формируют двигательные навыки, и помогают правильному расположению пальцев при написании букв, и готовят руку для безотрывного письма.

Скачать и распечатать

2. Упражнения для формирования четкости линий.

Данные задания помогают ребенку научиться копировать, проводить прямые и волнистые линии, научат рисовать, штриховать. Благодарят таким упражнениям, ребенок научится соблюдать размер и наклон, а так же расположение на строке.

Скачать и распечатать

3. Занятия с прозрачными страницами, обводилки и лабиринты.

Перенесение изображения через прозрачную страничку развивают навыки для формирования красивого почерка, а так же помогут научиться рисовать, писать и выучить буквы. Обводилки помогают развитию графомоторных навыков и гармоничному развитию ребенка. А лабиринты позволят сформировать концентрацию внимания.

Обводилки. Развиваем моторику. Дидактические карточки.

Волшебные прозрачные страницы

4. Упражнения для разминки пальчиков или пальчиковая гимнастика.

Делать разминку стоит через 10-15 минут занятий. Это позволит ребенку дольше работать продуктивно.

Подобрать книгу «Пальчиковая гимнастика»

5. Массаж пальчиков.

Ребенок старался удерживать ручку, он был в напряжении и сосредоточен, мышцы рук его устали. По окончании занятия хорошо сделать массаж пальчиков, для того чтобы расслабить мышцы.  

Массаж можно сделать массажными мячиками

  • массаж рук мячиком

 

Массаж руками или самомассаж

массаж пальчиков руками

Вышеприведенные занятия помогут подготовить руку к письму ребенку, а так же посодействуют гармоничному развитию малыша. Будут отличным поводом для совместного времяпрепровождения ребенка и родителей. Проводите занятия, когда у ребенка хорошее настроение и положительный настрой. Результат не заставит себя ждать.

 

Большой тренажёр для подготовки к школе

«Большой тренажер для подготовки к школе» — это восемь книг под одной суперобложкой. Уникальный развивающий комплект наполнит жизнь дошкольника новыми интересными впечатлениями и полезными знаниями. Навыки чтения и счёта, умение решать логические задачи и выполнять задания для развития мышления, внимания и мелкой моторики будут необходимы ребенку для успешной подготовки к школе.

  • прописи для самых маленьких
    РАСПЕЧАТАТЬ ПРОПИСИ
    ПЕЧАТНЫЕ БУКВЫ

    ПЕРЕЙТИ
  • КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ПИСАТЬ
    ПЕРЕЙТИ
  • РАСПЕЧАТАТЬ ПРОПИСИ
    ПРОПИСНЫЕ БУКВЫ
    ПЕРЕЙТИ
  • ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ
    ПЕРЕЙТИ
  • РИСОВАНИЕ ДВУМЯ РУКАМИ ОДНОВРЕМЕННО
    ПЕРЕЙТИ
  • ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
    ПЕРЕЙТ

Первое упражнение. «Подними пальчики». Руки лежат на столе ладонями вниз. Нужно поднять пальчики по одному сначала на одной руке, потом на другой. Затем упражнение повторяется в обратном порядке.

Второе упражнение. «На зарядку становись!». Руки лежат в том же положении. Нужно по очереди поднять пальчики сразу на обеих руках. Начинаем с мизинцев, заканчиваем большими пальчиками.

Третье упражнение. «Ванька – встанька». Ребенок зажимает карандаш средним и указательным пальчиками. Затем пальчики начинают «делать зарядку», то есть опускаться и подниматься вместе с карандашом. При движении нужно пальчики держать вместе и не уронить карандаш.

Четвертое упражнение. «Собери палочки в корзинку». Положите на стол 10-15 счетных палочек. Если их нет – можно заменить карандашами или другими предметами такой же формы (палочки для коктейля и так далее). Задание – одной рукой собрать все палочки по штуке в кулак, не помогая второй рукой. Затем так же по одной палочке выложить их на стол.

Пятое упражнение. «Шаги». Будем шагать по столу пальчиками. Зажимаем карандаш между указательным и средним пальчиками (карандаш придерживается второй фалангой пальцев). И в таком положении делаем шаги пальчиками по столу. Нужно шагать, крепко зажав карандаш, чтобы не уронить его. Шаги получаются очень маленькие.

Шестое упражнение. «Вертушка». Снова берем карандаш. Держим его за кончик одной рукой. Зажимаем один конец карандаша указательным и средним пальчиками ведущей руки (правой – у правшей, левой – у левшей). Другой конец карандаша направлен от груди.

Задание – нужно перевернуть карандаш и с помощью этого переворота вложить его в другую руку свободным концом. Затем новый поворот – и снова карандаш возвращается к ведущей руке. Сделать несколько таких поворотов – как будто катится колесо. При вращении карандаш «смотрит» в направлении от груди вперед.

Седьмое упражнение. «Мячик». Перекатываем мячик. Представляем, что у нас в ладошках – мячик. И делаем движения ладонями, как будто мы его перекатываем в разные стороны.

Восьмое упражнение. «Обнималки». Это упражнение позволяет предупредить возникновение писчего спазма. Писчий спазм проявляется у детей, которые только учатся писать, он встречается у первоклашек не редко. При писчем спазме начинают немного болеть и неметь пальчики, иногда они чуть подрагивают (это едва заметно, но заметить можно). Игнорировать писчий спазм нельзя. Нужно его снимать, если уж он возник, а еще лучше – предупреждать его этим упражнением.

Садимся на стул, руки — на уровне глаз. Ладошки соединяем друг с другом. Делаем вдох через нос. Выдыхаем через рот и при этом чуть смещаем правую ладонь вниз – на несколько сантиметров. При этом пальчики левой руки сгибаются и охватывают пальчики правой руки («обнимают» их, накладываются на них сверху). Снова делаем вдох через нос, разгибаем пальцы левой руки и возвращаем правую ладонь на место. Делаем упражнение в другую сторону – теперь левая рука опускается, а пальчики правой руки «обнимают» пальчики левой руки сверху. Выполнять упражнение нужно 10-15 раз.

Подготовка руки к письму: определение ведущей руки у ребенка

Перед тем, как делать с ребенком графические упражнения, нужно выявить его ведущую руку. Иногда это просто, так как уже понятно, что ребенок – правша. Или что он явно левша. А иногда ребенок делает все задания то одной, то другой рукой. Почему? Какая рука у него ведущая? Как и когда определять ведущую руку у детей дошкольного возраста, Вы узнаете из статьи «Как узнать, правша или левша: тесты для определения ведущей руки ребенка».

Подготовка руки к письму: как определить уровень готовности руки ребенка к письму

Дома можно провести с ребенком несколько простых упражнений, которые помогут определить, достаточно ли хорошо развита у малыша мелкая моторика и готова ли его рука к письму. Приведу в пример два традиционных задания (их часто дают детям при поступлении в школу).

Задание 1. Рисуем круг. Покажите ребенку нарисованный на листе бумаги круг. Диаметр круга 3-3,5 см. И попросите ребенка нарисовать точно такой же круг на его листе бумаги (простым карандашом).

Если кисть руки ребенка развита слабо, то могут наблюдаться такие признаки:
— вместо круга получится овал или круг выйдет слишком маленького размера,
— линия будет прерывистой, угловатой, неровной; вместо одного плавного движения руки при рисовании круга у ребенка будет много мелких прерывистых движений кисти руки при рисовании,
— ребенок будет стремиться зафиксировать кисть руки неподвижно на листе бумаги.

Задание 2. Шриховка. Предложите ребенку заштриховать силуэт простого предмета (домик, кораблик, яблоко или любой другой) прямыми линиями, не выходя за границы силуэта. Покажите образец – как можно штриховать (горизонтальная штриховка, вертикальная штриховка, диагональная штриховка) Ребенок сам выбирает, в каком направлении он будет штриховать.

Если рука недостаточно хорошо развита, то малыш станет постоянно переворачивать изображение (так как не может поменять направление действия рукой).

Игры для развития внимания и воображения

В 6−7 лет ребёнок способен запомнить 10 предметов. Для игры по типу «Угадай, чего не стало?». Эта игра наразвитие памяти и внимания. В ней можно использовать мелкие игрушки/фантики от конфет/картинки от лото. Выложите перед ребенком картинки, пусть он их назовет. После этого скажите: «Посмотри на картинки и запомни их. Сейчас ты закроешь глаза, я их уберу, а ты скажешь, какой картинки не стало».

«Составь картинку из частей». Такой тип игр развивает восприятие и мышление. Нужно разрезать картинки знакомых ребенку предметов или существ окружающего мира на 5−7 частей, по одной из частей предлагаете угадать, кто и что это, и предлагаете собрать полное изображение.

«На что похоже?» Игра на воображение. Нарисуйте на листе бумаги несколько кругов разного размера. Предложите ребенку дорисовать к каждому кругу какие-либо элементы, чтобы получился предмет, который все знают. Например, мяч, настенные часы, тарелка, зеркало, кольцо, обруч и т. д.

«Загадки». Загадывайте ребенку загадки-описания, которые выделяют характерные особенности предметов. Например: зелёный, хрустящий, пупырчатый. Что это? — «огурец» Жёлтое, яркое, круглое… солнце. «А теперь ты мне загадай!» — просите вы.

«Образуй новое слово». Ваза из стекла — стеклянная ваза, кораблик из бумаги — бумажный кораблик, ведро из железа — железное ведро.

Полезные советы

Конструируйте буквы из подручных и природных материалов: счётных палочек, камешков, скрепок, бусин, долек фруктов, так ребёнок сможет выявить закономерности написания разных букв, сходство и различие в элементах. Предложите составить «Фруктово-ягодную азбуку» — А из долек апельсина, Б — из бананов, В — виноградин.

Найдите и вырежьте из журналов разные варианты шрифтов написания одной буквы, наклейте на листе слева, а справа пусть ребенок копирует буквы, написанные разными шрифтами.

Наверняка вы замечали, что в 5−6 лет у ребёнка возникает потребность подписывать все свои рисунки. Он пишет печатными буквами свое имя и фамилию, начинает писать письма или сказки, рассказы. Поддерживайте это желание. Пусть пишет печатными буквами короткие слова: мак, лак, кит, кот, рот, мама, папа.

Массаж и гимнастика

Помимо игровых занятий пластику пальцев можно развивать с помощью специального массажа и гимнастики. Такие манипуляции полезны как для младенцев, так и «без пяти минут» первоклассников 7 лет.

Начинать массаж рекомендуется с кончиков пальцев, переходя к фалангам, ладошкам, запястьям, локтям. Поглаживания, легкое растирание, похлопывание, надавливание, пощипывание будут способствовать улучшению пластики руки, скоординированности движений, особенно мелких.

После массажа полезно сделать пальчиковую гимнастику. Научите ребенка проводить несколько раз в день простейший комплекс из нескольких упражнений:деревянные кубики

  • растереть ладошки друг о друга;
  • сжать пальчики в кулак и резко разжать;
  • потереть большим пальцем о другие по очереди;
  • ребром одной ладони «пилить» другую.

 Гимнастику можно выполнять с помощью карандаша (с гранями). Его перекатывают по столу или между ладонями, прокручивают между пальцами, перекладывают из руки в руку и т.д.

Творчество

Занятия творчеством не только увлекают и выявляют способности малышей, они воздействуют на зоны мозга, ответственные за общее развитие, способствуют тренировки мышц кистей рук, тренируют координацию, ловкость движений. Дошкольникам полезно рисовать пальчиковыми красками, мелом, песком, заниматься оригами, лепить из пластилина, соленого теста, глины, плести макраме или делать «фенечки» из бисера.

Игры, творческие занятия, массаж и гимнастика позволят развивать мелкую моторику, пока ребенок еще мал и не готов к более серьезным заданиям. По мере его взросления занятия становятся более сложными, с бумагой и карандашом.

 

Источники: https://www.parents.ru/article/gotovim-ruku-kpismu/, https://promany.ru/rubriki/podgotovka-ruki-k-pismu.html, https://mishka-knizhka.ru/gotovim-ruku-k-pismu/, http://rodnaya-tropinka.ru/podgotovka-ruki-k-pis-mu/, https://www.kanal-o.ru/news/10901, https://alatoys-market.ru/news/podgotovka-ruki-k-pismu-pomosch-doshkolniku
Стелла Швец
/ автор статьи
Высшее экономические образование, теоретик, городская модница, дизайнер в душе. Отлично разбирается в моде, красоте и здоровье, в косметических и ухаживающих средствах.
Написано статей
4
Ссылка на основную публикацию

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: