Что должен уметь малыш к детскому саду

Содержание

Что должен знать и уметь ребёнок к детскому саду

Чтобы ребёнок почувствовал себя более уютно в детском саду, а адаптационный процесс прошёл максимально безболезненно, крайне важно понимать, какими навыками должны обладать дети. Это поможет подтянуть малыша по определённым показателям, уделить больше внимания несформированным умениям.

  1. Очень важно, чтобы ребёнок был физически развит в соответствии со своим возрастом, обладал достаточно крепким здоровьем. Это легко понять по тому, насколько редко малыш болеет, как часто гуляет на свежем воздухе и, например, занимается плаванием.
  2. Адаптация существенно ускорится, если новоиспечённый детсадовец будет довольно самостоятельным в быту. Конечно, педагог и няня обязательно помогут ребёнку, однако будет замечательно, если он хотя бы стремится к самостоятельности. У малыша должны быть развиты следующие навыки самообслуживания:
    • умение пользоваться ложкой и вилкой (не обязательно, но желательно);
    • умение мыть ручки с мылом без посторонней помощи;
    • способность одеваться и снимать одежду;
    • умение ходить на горшок, снимать штанишки и натягивать их обратно.
  3. Ещё один важный показатель готовности – развитые коммуникативные умения. Под этим понятиям нужно понимать хорошо сформированные речевые навыки, желание общаться и играть с одногруппниками и способность вступать в контакт. Дети должны уметь:
    • просить взрослого (пока ещё незнакомого) человека о помощи;
    • вступать в игры с другими детьми, играть с ними хотя бы 15 минут;
    • выполнять воспитательские просьбы и указания;
    • понимать, что нужно делиться игрушками и другими предметами с другими детками;
    • немного играть в одиночестве, увлекать себя на какое-либо время.
Стоит понимать, что все ребятишки являются яркими индивидуальностями и развиваются в своём собственном темпе.

Поэтому при определении уровня готовности вашего чада к саду не забывайте и о том, что нужно ориентироваться не только на усреднённые показатели, но и на личность ребёнка.

Идеальный возраст

Перед тем как узнать, что должны уметь дети к детскому саду, нужно определить оптимальный возраст начала посещения образовательного учреждения.

  • До 1,5 лет. Посещение детского сада малышом младше полутора лет – не очень хорошая идея. Во-первых, ребенок в столь юном возрасте нуждается лишь в маме, сверстники ему ещё не нужны. Во-вторых, в эти годы даже короткая разлука с матерью воспринимается крохой как трагедия.
  • В 2 годика. В этом возрасте дети уже начинают интересоваться ровесниками, но играют по-прежнему рядом, а не вместе. Ребенок привыкает к условиям сада, однако подобная адаптация больше напоминает смирение обречённого узника.
  • В 3 года. Трёхлетний ребенок уже начинает понемногу интересоваться компанией сверстников и общением с ними. К тому же трёхлетки стремятся к самостоятельности, поэтому адаптационный кризис обычно протекает легче.
  • В 4 года. Нервная система малыша активно развивается, поэтому его поведение отличается нестабильностью, что затрудняет привыкание к детскому саду. Специалисты рекомендуют переждать эту пору в домашних условиях.
  • К 5 годам. Пятилетние детки – обычно активные, доброжелательные, стремящиеся общаться и взаимодействовать с ровесниками. Если родители прежде не успели определить ребенка в дошкольное учреждение, то нужно успеть это сделать сейчас, поскольку малыш точно готов к детсадовским условиям.
Обычно ребёнка отдают в садик ближе к трём годам. Многие психологи считают именно этот возраст оптимальным сроком для начала посещения детского сада.

Именно о нём мы и будем говорить, обсуждая вопрос, что должен уметь малыш к началу посещения дошкольного учреждения.

Идеальный возраст

Важные правила

Прививание нового навыка гигиены – ответственное занятие. Придерживайтесь простых правил, чтобы научить ходить на горшок своего малыша.

  • К процессу научения должны быть готовы все участники процесса – малыш и родители. Последние должны четко понять, что малышу понадобится больше внимания. Будьте готовы к тому, что чадо может первое время справлять нужду рядом с горшком, придется намного чаще за ним убирать.
  • Помните, что если вы начали процесс обучения, то обратного пути нет. Нельзя в будни дни водить ребенка в подгузниках, а на выходных приучать его к «ночной вазе». Такими нелогичными действиями вы сильно запутаете малыша и существенно усложните весь процесс.
  • Важно сначала научить малыша справлять нужду в свой личный туалет на протяжении дня, а только после этого учить этому в период ночного сна.
  • Новый предмет в доме обязательно вызовет у малыша не только интерес, но и непонимание. Необходимо обеспечить правильное знакомство и помощь ребенку привыкнуть к горшку.

Поставьте приспособление так, чтобы малыш всегда мог подойти к нему, потрогать, осмотреть.

  • Когда малыш удачно справил нужду в маленький туалет, обязательно похвалите его. Он должен четко понимать, что все сделал правильно и родители довольны. В случае промаха даже не вздумайте ругать или стыдить, воспринимайте такие ситуации спокойно.
  • Важно приучать малыша не просто к горшку, а к целому ритуалу. Продумайте последовательность действий, начиная от снятия одежды и заканчивая мытьем рук.
  • Начните сажать малыша на личный туалет так, чтобы этот процесс связывался с режимными занятиями. Ребенок быстро привыкнет к горшку сразу после пробуждения или перед походом на улицу.
  • Первое время вы можете продолжать использовать одноразовые подгузники во время прогулки или ночного сна. Как только новый навык будет освоен, откажитесь от «памперсов» вовсе.
  • Не давайте баловаться с «ночной вазой», иначе она станет не маленьким туалетом, а очередной игрушкой.

Основные этапы

Для ребенка важно, чтобы родители делали все четко и последовательно. Любая суетливость с вашей стороны может запутать малыша. Все методы привития нового навыка имеют четкие инструкции, но и общие принципы знать нужно. Специалисты выделили 5 основных этапов приучения к горшку.

  • Для начала покажите горшок и объясните, зачем он нужен. Вам поможет специальная игрушка-журчалка. В нее надо набрать воду и выпустить ее в «ночную вазу». Обязательно объясняйте малышу, как называется этот процесс и почему правильно делать его именно на горшок, а не в штаны.
  • Предлагайте ребенку «ночную вазу» до и после всех режимных занятий. Особенно это касается сна и прогулок.
  • Откажитесь от применения одноразовых подгузников в течение дня. Так ребенок сможет изучить себя и лучше контролировать процессы испражнения. В это время его будет легко научить проситься на горшок.
  • Каждый раз, когда ребенок вовремя сообщил вам о своем намерении пописать или покакать, расхваливайте его и проявляйте радость. В качестве поощрения не должно быть игрушек или сладостей, достаточно слов и восхищений.
  • Если вы видите, что ребенок уже освоил дневные походы на горшок, то можно идти дальше. Объясните, что справлять нужду ночью тоже нужно на горшок, а не в кровать. Будите малыша несколько раз за весь период сна и предлагайте горшок. Если есть возможность, то старайтесь выбирать для пробуждения тот момент, когда сон становится беспокойным. Со временем ребенок ночью вставать и идти к ночной вазе будет сам, без вашего участия.
  • Когда все навыки освоены, остается только закреплять их. Используйте похвалу как стимул.

Побольше общайтесь с ребенком, постарайтесь сделать весь процесс осваивания гигиенического навыка максимально понятным.

Почему ребенку нужно ходить в детский сад

Опытные педагоги, психологи-практики, отмечают: походы в сад важны для малыша, поскольку там обеспечиваются оптимальные условия для развития, социальной адаптации в кругу сверстников под неусыпным контролем воспитателей.

Обозначим положительные факторы.

  1. Педагоги совместно с психологами утверждают: при нахождении вместе, в одном коллективе, группе, дети быстрее развиваются. Большое значение имеет эффект соревнования. Дома малыш находится под надзором родителей, ему не всегда хочется развиваться, выполнять сложные задания. Среди сверстников он на равных. И появляется желание выделиться, продемонстрировать способности, различные умения.
  2. Важно для маленького ребенка привыкать общаться, взаимодействовать со сверстниками, другими людьми. В детском саду коммуникабельность развивается быстро. Со взрослыми малыш тоже будет контактировать, складывать взаимоотношения: это воспитатель с психологом, музыкальный руководитель, другие сотрудники учреждения.
  3. Важное место занимает и режим дня. Медицинские работники убеждены: если правильно приучить малыша к распорядку, настроить на продуманный режим, это повлияет на развитие позитивно. Даже если до трех лет ребенок не сталкивался с режимом, в условиях сада он быстро привыкнет к распорядку. После выпуска из детского садика ребенку проще адаптироваться к школьному режиму, к расписанию. Дома он тоже сумеет придерживаться правильного распорядка: вовремя делать уроки, ложиться и вставать.
  4. В садике малыш много времени находится среди сверстников. Нет рядом родителей, мамы. Это стимулирует развитие ответственности. Маленькие дети учатся принимать решения, выбирать. Характер начинает развиваться быстрее в таких условиях.
  5. Дисциплина тоже играет роль. Когда малыш постепенно взрослеет, уже пора прививать чувство долга. Ребенку надо понять, что у него тоже появились задачи, их придется выполнять. Практикуется воспитание в свободной форме, когда родители не ограничивают детей, многое разрешают. Но таким детям сложно адаптироваться к обучению в школе. Там имеется распорядок, дисциплина, конкретные задания, нужно достойно вести себя на уроках и сохранять сосредоточенность. Как раз детский садик становится переходным этапом, позволяющим приучиться к дисциплине и развить ответственность. После детского сада в школу ходить не так сложно.

В детском садике у малышей начинает развиваться аппетит. Потом они и дома едят лучше.

Как приучить ребенка к детскому саду: основные советы

Специалисты в данной области выделили ряд основных советов, которые могут помочь многим семьям пережить этот период безболезненно и легко.

Итак:

  1. Ребенок должен быть самостоятельным. Чтобы малыш легко вошел в садовскую среду и смог пережить это незаметно, его нужно приучать с самого рождения быть самостоятельным (насколько это возможно в плане безопасности). Не стоит сокровенно оберегать свое чадо, не отпуская от себя ни на минуту. Это грозит последующей нелегкой адаптацией малыша к дошкольному учреждению. Нужно время от времени учиться самостоятельности (например, почаще оставлять его поиграть одного в комнате).
  2. Ребенок должен быть готовым к новому режиму. Родителям следует узнать, какой режим соблюдается в саду и заранее подготавливать к нему малыша. Немаловажно приучить его к правильному режиму сна и питания.
  3. Ребенок должен знать, что такое горшок и что с ним нужно делать. Чтобы приучить к этому дитя, нужно постоянно давать ему возможность делать свои «дела» самостоятельно, без помощи. Только так спустя какое-то время он сможет порадовать своими успехами.
  4. Необходимо избегать неправдивых обещаний. Если пообещать малышу то, чего на самом деле нет, то в следующий раз отвести и оставить его там будет еще сложнее. Не стоит запугивать, ведь это может вызвать обратную от ожидаемой реакцию. Гораздо лучше подойти к этому вопросу с энтузиазмом и, возможно, рассказать ребенку сказку о герое, которому очень нравилось ходить в сад, ведь там его каждый день ждали новые увлекательные приключения.
  5. Предварительное ознакомление с воспитателями и группой. В ходе знакомства не стоит рассказывать и учить воспитателей, как им вести себя с малышом – они это бесспорно знают. Нужно рассказать о своем малыше, что он любит, что ему нравится, как он контактирует с окружающими, его индивидуальных особенностях.
  6. Заранее нужно подготовить удобную одежду, обувь. Очень важно, чтобы одежда была удобной и комфортной для малыша. С застежками он должен уметь пользоваться, все должно полностью соответствовать возрасту, размеру и сезону. Это поможет избежать лишних переживаний из-за неудобства.
  7. Ребенок должен уметь говорить фразы «Доброе утро!», «Спасибо», «До свидания!».
  8. Очень важно найти контакт с воспитательницами, няней, чтобы в дальнейшем иметь возможность решать с ними все возникающие вопросы.
  9. Когда все вещи в садик куплены, нужно обязательно ознакомить с ними ребенка. Так он сможет научиться пользоваться новыми, не известными доселе предметами, а еще это, вполне вероятно, привлечет малыша к саду, ему он станет нравиться заочно.
  10. Необходимо постоянно поддерживать разговоры с чадом. После прошедшего дня в детском саду родителям важно проявлять интерес, спрашивать, чем сегодня занимался ребенок, чему научился, что кушал, понравилось ли ему там. Если нет – то обязательно нужно спросить почему.

С какого возраста следует приучать?

Американская Академия Педиатрии уверяет молодых родителей, что дети достигают физической готовности ходить на горшок только в 1,5-2 года. Выходит, что начинать знакомить младенца с горшком раньше этого возрастного порога просто не имеет смысла. Важно, что должна наблюдаться не только физическая, а и психологическая готовность. От степени развития нервной системы малыша зависит уровень стресса ребенка при отучении от «памперсов» и общая результативность этого мероприятия. Будьте внимательны к своему ребенку и следите за его развитием. Для того чтобы подобрать правильный метод обучения, следует учесть такие факторы.

  • Физиологическая зрелость. Мышцы сфинктеров и каналов должны достаточно укрепиться для контроля над испражнениями. Развитые нервные окончания в прямой кишке и мочевом пузыре помогают вовремя понимать, что пора справлять нужду.
  • Психологическая зрелость. Проявление сознательности и внимания к просьбам и советам родителей.
  • Эмоциональная готовность. Положительная реакция на приобретение нового навыка, радостный интерес ко всему новому.

Врачи установили средний возраст, в котором у младенца появляется определенный навык. Такая информация поможет молодым мамам и папам лучше понимать своего ребенка:

  • в 14 месяцев начинает раздражать и расстраивать последствия естественной нужды, которая справляется под себя;
  • в 1,5 года начинает беспокойно реагировать на то, что хочет какать или писать;
  • в 22 месяца старается уведомить родителей о желании справить нужду всеми доступными методами, но только не словами;
  • в 24 месяца не опорожняет кишечник и мочевой пузырь по 2-3 часа, а когда возникает соответствующее желание, то сам снимает одежду;
  • в 27-29 месяцев просится на горшок с помощью слов;
  • в 3 года может сам снять одежду, сесть на горшок и одеться, но часто требуется родитель рядом.

Педиатры, руководствуясь вышеописанной информацией, советуют начинать прививать ребенку новый гигиенический навык с того момента, как он сам начинает негативно реагировать на перспективу какать в штаны.

Специалисты отмечают, что подходящий возраст не всегда варьируется в пределах 1,5-2 лет. Некоторые дети охотно знакомятся с новым способом справить нужду еще в возрасте 1 года, другие не признают нововведений даже в 3 года. Важно выявить момент полной готовности ребенка к получению нового навыка, тогда процесс обучения не затянется.

Особые хитрости

Большинство пап и мам хотят сделать процесс приучения малыша к походу на горшок максимально быстрым и комфортным. Есть небольшие хитрости, которые помогут достичь результата быстрее.

  • Если в доме есть первенец, то можно обучать малыша по его примеру. Старший может показать младшему, как контактировать с незнакомым приспособлением.
  • Усаживайте малыша на горшок на 5-7 минут, не больше. Такого времени вполне достаточно для того, чтобы справить нужду. При этом за столь короткий промежуток не появится негативной ассоциации с новым предметом.
  • В период привития нового гигиенического навыка важно одевать как можно меньше одежды, она должна быть без различных завязок, шнурков или пуговиц. Вы и малыш должны иметь возможность легко и быстро снять штаны или трусики для того, чтобы сесть на «ночную вазу».
  • Горшок необходимо ставить так, чтобы ребенок всегда имел к ней доступ. Малыш должен понимать, что не должен дожидаться родителей для того, чтобы пописать или покакать. Самое удобное расположение – неподалеку от места игр.
  • Вы можете использовать разные детские книги, которые расскажут ребенку о роли его маленького туалета.

Как правильно приучить г горшку

Быстро научить малыша пользоваться личным туалетом можно, только если вы точно словите тот момент, когда он к этому процессу полностью готов. Занятие это не из простых, поэтому заранее готовьтесь к тому, чтобы спокойно воспринимать все промахи и ошибки ребенка. Важно обращать внимание на особые признаки, которые сигнализируют о готовности малыша к приучению к горшку:

  • опорожняет кишечник примерно в одно время каждый день;
  • писает не чаще, чем 1 раз в 2 часа;
  • может отличать одежду (трусы, штаны) и части тела;
  • знает, зачем нужна попа и половые органы;
  • понимает, что означают слова «писать» и «какать»;
  • старается подражать родителям;
  • испытывает неприятные ощущения из-за грязного подгузника и показывает это родителям;
  • делает попытки самостоятельно натягивать одежду;
  • проявляет интерес к детскому горшку или к взрослому туалету;
  • уже исполнилось 1,5 и более года.

Если все эти признаки есть, то процесс обучения пройдет намного легче для ребенка и родителей. Стоит учесть, что первое время после отказа от «памперсов» малышу будет тяжело перестроиться. Именно поэтому стоит отказаться от их использования, чтобы ребенку было легче. Первое время вы можете все же надевать «памперсы» на прогулку, но не более того.

Есть некоторые особенности приучения, которые зависят от пола ребенка. Девочку нужно учить по классической схеме, никаких сложностей в этом нет.

Мальчика сначала учите ходить на горшок сидя. У малышей часто мочеиспускание и испражнение кишечника происходит одновременно. Когда ребенок сможет разделять эти два процесса, тогда и можно учить маленького мужчину писать стоя.

Как выбрать горшок

Некоторые родители уверены, что достаточно выбрать горшок с принцессой для девочки или с машинками – для мальчика. На самом деле именно процесс выбора приспособления довольно кропотливый и ответственный. Так, для девочки лучше подобать горшок круглой формы, а для мальчика – овальной. В последнем случае очень кстати будет приспособление с разделителем между ножками.

Важные нюансы выбора горшка.

  • Выбирайте «ночную вазу» из качественного пластика. Горшок не должен быть холодным, когда малыш на него садится. Это может вызвать дискомфорт и негативные ассоциации. Ребенок привыкает к прикосновению мягкого «памперса» или пеленки, поэтому контраст будет очень заметным.
  • Важно удобство изделия. Размер должен соответствовать ребенку так, чтобы края не надавливали при сидении. Позаботьтесь о наличии спинки, чтобы малыш мог расслабиться, пока будет делать свои дела. Ваша задача состоит в том, чтобы обеспечить комфорт во время приучения к горшку.
  • «Ночная ваза» обязательно должна быть устойчивой. Шаткий горшок может привести к случайному падению. Такое происшествие сильно испортит впечатление от горшка и может стать причиной полного отказа от него на длительный период.
  • Если есть возможность, то выберите горшок вместе с ребенком. Предложите малышу несколько подходящих вариантов и оставьте за ним выбор цвета, декора и прочего.
  • Подберите горшок с крышкой и удобной ручкой. Первый вариант дает возможность не выносить его содержимое сразу. Ручка обеспечит удобство для вас во время мытья изделия.
  • Следите, чтобы горшок не воспринимался ребенком в качестве игрушки. Не поощряйте игры с приспособлением ни в каком виде. Ребенок четко должен понимать функцию этого предмета.

На сегодняшний день в магазинах можно купить самые разные модели детского горшка.

  • Простой. Подходит для детей любого возраста. Идеальный вариант для первого туалета, отсутствие декоративных элементов поможет объяснить малышу главную функцию нового предмета.
  • С ароматизацией. Приятный легкий аромат из ночной вазы заглушает запах фекалий и мочи. Бывают случаи, когда неприятные запахи отталкивают малыша от ночной вазы, а такой вариант поможет решить проблему.
  • В виде игрушки. Приспособление может напоминать машинку, скутер или любой другой предмет. Помогает приучить ребенка к горшку в игровой форме. Нужно особое внимание уделить тому, чтобы малыш не воспринял новый предмет как очередную игрушку.
  • Детское сидение для унитаза. Такое приспособление поможет приучить ребенка к унитазу после горшка или вместо него. Сидение-накладка имеет надежные фиксаторы, которые позволяют укрепить его на унитазе любого размера и формы.
  • С музыкой. После того как малыш сходил на горшок, начинает играть приятная мелодия. Такой сигнал дает понять, что ребенок уже может вставать, убирать и продолжать заниматься своими делами. «Ночная ваза» с музыкой поможет избавиться от тревожности, которая связана с испражнением.

За 3 дня

Метод экстренного обучения малыша пригодится перед походом в детский сад или поездкой в путешествие. Но не тешьте себя иллюзиями, за три дня ребенок не сможет полностью перестроиться. Этого времени будет вполне достаточно для формирования базового навыка, от которого потом вы и ваш малыш будете отталкиваться при дальнейшем обучении. Быстрый метод работает только в том случае, если ребенку больше 1,5 лет, но меньше 2 лет.

Важно, чтобы он уже пытался сообщать вам о том, что хочет справить нужду, и всячески старался избавиться от грязного «памперса». Если ребенок выказывает готовность к приобретению гигиенического навыка, то смело приступайте. Подготовка к научению проходит так.

  • Купите горшок и расскажите ребенку о его предназначении. Сводите малыша на экскурсию во взрослый туалет. Обязательно объясните, что унитаз – это взрослый горшок.
  • За неделю до начала обучения расскажите малышу, что скоро вы избавитесь от «памперсов» и начнете использовать удобные трусики и тот самый горшок.
  • В идеале обоим родителям придется все три дня находиться с малышом ежеминутно рядом, поэтому позаботьтесь о свободном времени. Заранее наготовьте еду и произведите уборку или договоритесь с кем-то, кто будет вам помогать.
  • Заранее продумайте развлечения для себя и малыша. Выберите мультики, книжки, игрушки. Приготовьте все так, чтобы вы всегда могли веселиться и ничего вас не отвлекало, не раздражало.

Как только вы закончили подготовку, можно приступать к освоению методики. Последующие три дня вашей жизни должны быть такими.

  • Дождитесь пробуждения ребенка, смените привычный подгузник на трусики. Объясните, с чем связаны нововведения. Поставьте новый предмет в удобном месте в детской комнате и познакомьте малыша с ним.
  • Побольше поите ребенка, чтобы он чаще писал. Старайтесь приложить все усилия, чтобы ребенок испражнялся в этот день исключительно в горшок. Если случилась осечка, то уберите лужу вместе и объясните ребенку, как избежать мокрых трусиков в будущем.
  • Предлагайте ребенку сесть на горшок каждые 20-30 минут. Отслеживайте все сигналы, которые предшествуют испражнению. Для такой задачи все же требуется внимание обоих родителей. Так шансы на успех значительно увеличиваются.

Когда цель достигнута и горшок полный, похвалите ребенка, объясните правильность его действий. Похвала должна быть максимально конкретной. Дайте понять малышу, что именно он сделал для того, чтобы вызвать вашу положительную реакцию.

Перед ночным сном можно надеть одноразовый подгузник для удобства.

  • После пробуждения действуйте по тому же сценарию. Сегодня можно пойти на прогулку без «памперса», но перед выходом дождитесь похода на горшок. Если погода не летняя, лучше гуляйте рядом с домом, чтобы в любой момент можно было вернуться. Если же погода теплая, то возьмите с собой одежду для смены и второй горшок.
  • На этот день возлагаются большие надежды, поэтому запаситесь терпением. «Памперсов» больше нет, но погулять сегодня необходимо уже два раза. Берите с собой горшок, чтобы не сбивать ребенка с толку кустами. Теперь вы уже знаете, как часто малыш писает и какает, поэтому высаживайте его на горшок с необходимой регулярностью.

Прививать гигиенический навык по такой ускоренной методике лучше в теплое время года. Пусть дома малыш бегает без одежды или в такой, которая не будет затруднять процесс обучения. Если на штанах малыша будет много застежек, то вы можете просто не успеть их снять. Специалисты считают, что разумно сразу приучать ребенка ходить в трусиках.

За 7 дней

Такой быстрый метод приучения ребенка к горшку носит название «Добровольный малыш». Разработала его Джина Форд, бывшая медсестра по беременности и родам. Такой способ подходит для детей, которым исполнилось 18 месяцев. Малыш должен уметь выполнять простые действия и понимать родителей, их просьбы. Методика по дням.

  • Дождитесь пробуждения малыша и расскажите ему о правилах новой жизни. Необходимо объяснить ребенку, что пора избавиться от надоевших подгузников и подружиться с новым предметом – горшком. Покажите «ночную вазу» и предложите воспользоваться ею. Для первого контакта достаточно всего 10 минут. Повторяйте попытки каждые 20 минут до тех пор, пока ребенок не справит нужду.
  • Старайтесь замечать все признаки того, что ребенок хочет писать или какать, сразу предлагайте новый предмет для решения задачи. Так вы сможете закрепить ту информацию, которую доносили до малыша еще вчера. Не забывайте общаться и объяснять. Перед походом на улицу можно надеть «памперс» для собственного удобства.
  • Общее поведение родителей не отличается от предыдущего дня. Правда, на этот раз откажитесь от «памперсов» вовсе, даже на улице. Можете взять с собой горшок на прогулку, чтобы не приучать малыша к некультурному испражнению в кустах.
  • Следующие 4 дня закрепляйте навыки. Внимательно отслеживайте поведение малыша, предлагайте ему горшок до тех пор, пока он сам не начнет проситься на него.

Автор методики и ее поклонники уверяют, что можно привить новый гигиенический навык всего за неделю. Даже если после окончания срока ребёнку не все удается, не стоит отчаиваться. Продолжайте действовать по принципу последних дней и совсем скоро все получится.

Спокойно отпускать маму

Наверное, хорошо, когда женщина может себе позволить полностью раствориться в малыше и ни на секунду с ним не расставаться. Но для адаптации в садике придется все же научиться доверять кроху и другим людям.
«Когда малышей приводят в ясли или младшую группу, очень четко видно, какие дети привыкли оставаться с бабушками или нянями, а какие — ни разу не разлучались с родителями», — говорит Анна Васильева. — «Первые достаточно спокойно идут к другим детям, осваивают пространство. Вторые же — могут несколько месяцев закатывать истерики, когда мама уходит».

Отказаться от соски

Это, пожалуй, самый важный пункт, которым надо озадачиться перед яслями, даже, если воспитатели такого не требуют. Как минимум, здесь вопрос элементарной гигиены: малыш может уронить ее на пол, засунуть грязную в рот, дать пососать товарищу, а потом опять себе. А еще он ее может потерять и устроить истерику, и так далее.

«Если малыш привык с ней спать, и вы не успели его от этого отучить, можно оставлять соску в течение дня в шкафчике, — предлагает Анна Васильева. — Первые несколько месяцев мы разрешаем взять соску на дневной сон, но все же при этом мягко предлагаем от нее отказаться».

Самостоятельно засыпать

Совместный сон с родителями и укачивание — это прекрасно в рамках одной отдельно взятой семьи. Но ясельная группа — это несколько десятков ребятишек. И воспитатели просто не могут позволить себе такой роскоши, как укачивать каждого малыша. Тем более, если дома родители носили его для этого на ручках, а также давали бутылочку с чаем.

Уметь ждать

Этим навыком в идеале владеют малыши из многодетных семей. Если же ребенок один в семье, он вряд ли сам просто так догадается, почему ему нужно ждать своей очереди одеваться, пить или что-то еще. Это нужно объяснять заранее.

Убирать за собой игрушки

Вы прекрасно знаете, какой кавардак может устроить один отдельно взятый ребенок. Теперь представьте, что детей — двадцать, и игрушек у них в несколько раз больше, чем у вас дома.

«У нас правило: детки всегда убирают игрушки за собой сами, — говорит воспитатель. — Мы, конечно, помогаем, учим, объясняем. Но суть такая: разбросал — убери. Бывают детки, которые сразу начинают плакать, не понимают, что от них хотят. Им кажется, что их так ругают или наказывают».

Кстати, пользуясь случаем, хочу попросить всех родителей: не превращайте домашние дела в наказание. Ваших детей потом очень сложно переубедить».

Пробовать разную еду

Считается, что многие малыши лучше едят «за компанию». Но встречаются и исключения. И это действительно большая проблема для таких детей. Если они привыкли только к тому, что готовит мама, им не захочется есть детсадовские запеканки, супы и прочее.

«Есть родители, которые просят заставлять и кормить, — говорит воспитатель. — Есть те, которые просят ни в коем случае не заставлять. Но в таком случае кроха будет весь день голодным. У меня в группе был мальчик, которого приводили после завтрака и забирали перед обедом, потому что он не ел ничего из того, что ему предлагали. И даже отказывался пробовать».

Жевать еду

По просьбе воспитателя мы выделили это в отдельный навык для самых маленьких детсадовцев. Дело в том, что многие малыши в ясельках до сих пор частично на грудном вскармливании. И обычную еду мамы им тоже измельчают в блендере до состояния пюре. В садике же им уже надо будет уметь жевать кусочки.

Стараться есть самостоятельно

Прекрасно, если малыш будет уметь держать ложку и подносить ее ко рту, пить из чашки. Понятно, что кроху голодным не оставят. Но снова вспомним: ваш ребенок в ясельках не единственный. Если хотя бы 5-7 человек совсем не умеют есть самостоятельно, у воспитателей просто не хватит рук, чтобы их всех накормить и этот процесс сильно затянется. Кроме того, вряд ли деткам будут наливать чай или компот в поильники.

«Во время кормления ребенка всегда давайте ему ложку, разрешайте самому отправлять еду в рот, — советует наш эксперт. — Многие мамочки не любят, когда малыш пачкается и пачкает кухню, им проще накормить его самим. Это неправильно».

Пытаться самостоятельно одеваться и раздеваться

Идеально, если малыш будет пытаться что-то делать хотя бы в два года, но к трем годам детки уже должны уметь хотя бы частично самостоятельно одеваться и раздеваться, а также умываться, причесываться и чистить зубы.

«Понятно, что никаких кнопок, шнуровок, молний, пуговиц на одежде быть не должно, — говорит Анна Васильева. — Точнее, они могут быть, но в лучшем случае все эти застежки будут освоены к средней, а то и старшей группе. Мы, конечно, поможем ребенку, но это будет потрачено время. Представьте, группа собирается гулять, и мы застегиваем 20 рубашек… Поэтому мы просим родителей выбирать для детей в сад максимально просто надевающиеся вещи: штаны на резинке, обувь на липучках. Вместо шарфа предпочтительна манишка или шапка-шлем, а вместо перчаток — варежки».

Кроме того, ребенок должен понимать, в каком порядке надеваются предметы одежды. Но запоминать он это может достаточно долго. Обычно в раздевалке группы висят специальные напоминающие картинки.

Заранее перейти на детсадовский режим дня

«Малыш привык спать до 10 часов утра, и вдруг, в один прекрасный день, его начинают будить в 7 или 8, бегом заставлять умываться, одеваться, куда-то идти, — говорит Анна Васильева. — Тут и у взрослого-то вряд ли будет хорошее настроение. Такие дети плаксивы и раздражительны, болезненно воспринимают все, что происходит вокруг».

Это же относится и к дневному сну. Когда одни уже просыпаются, другие только-только начинают засыпать. Укладывать всех в разное время воспитатели не будут. Поэтому заранее узнайте режим, по которому живет садик и подстройтесь под него.

Понимать, как общаться с другими детьми

Никто не просит с первых же дней начинать дружить — эти навыки у самых маленьких воспитанников садика еще не развиты. Но нужно, как минимум, не бояться находиться в коллективе, уметь попросить у другого ребенка его игрушку, понимать, что нужно делиться, и так далее. Если же раньше ребенок не имел опыта общения со сверстниками, для него будет большим стрессом узнать, что не весь мир вращается вокруг него.

Уметь попросить о помощи

Наш эксперт говорит: это — самый важный пункт. Неважно, разговаривает ваш ребенок или пока объясняется жестами. Вы же его как-то понимаете? Вот и воспитатели поймут — опыт у них большой. Но малыш привык, что мама с полувзгляда знает, что ему нужно. И не всегда понимает, что с незнакомыми людьми нужно по-другому.

«С самыми маленькими воспитанниками, особенно в первый месяц, мы загружены максимально, — объясняет Анна Васильева. — Мы пока не знаем детей, не знаем их привычек, их особенностей. Если ребенок не объяснит, что он описался, то может какое-то время бегать в мокрых штанишках. Он может мерзнуть, но не сможет рассказать об этом. Еще часто бывает, что малыш начинает плакать: пытаемся понять, что он хочет, что случилось. В итоге оказывается, что хочет пить, но не знает, как попросить».

Реагировать на слова взрослого

«Можно», «нельзя», «стой»! Желательно, чтобы ребенок не только понимал, что воспитатель обращается к нему, но и реагировал на его слова. Даже если дома вы воспитываете его по японской системе, когда до определенного возраста можно все, в садике не обязаны придерживаться ваших взглядов и разделять их. Воспитатель отвечает за детей и их безопасность, поэтому он не может позволить, например, вашему ребенку бегать по всей территории сада, пока группа гуляет на площадке. И здесь слов «стой» и «нельзя» для сорванца должно быть достаточно, чтобы он перестал убегать.

Перевод на правильный режим

Не стоит пренебрегать данным пунктом, так как перевод ребенка на правильный режим в дальнейшем непременно окажется полезным. Нужно поднимать малыша в пределах 7.00-7.30. Завтрак должен начинаться с 8.30 до 9.00. Далее прогулка на воздухе – с 10.30 до 11.30.

По приходу домой нужно обязательно приучить малыша мыть руки после улицы и перед едой. Обедать малышу следует в 12.00, а после – отдых (с 12.30 до 15.00). Когда ребенок проснется, его должен ждать полдник в 15.30.

Повторять такой режим следует постоянно, он не должен зависеть от праздников или выходных.

Также статистика утверждает, что те дети, которые постоянно находились «под маминым крылом», трудно поддаются адаптации в группе. Чтобы это как-то сгладить, постарайтесь периодически оставлять ребенка на бабушек и дедушек, чтобы он немного отвык от мамы.

Последовательность приучения ребенка к садику – залог успеха

Приучить ребенка к детскому саду можно. Главное – быть последовательными в своих действиях. Сначала малышу следует рассказывать о садике, о том, как детки там вместе играют, отдыхают и веселятся. В это же время желательно перестроить режим дня ребенка так, чтобы он соответствовал режиму детского сада, — так крохе будет проще привыкнуть к новому укладу жизни.

Намного легче будет в садике тем детям, которые умеют самостоятельно кушать, пользоваться горшком и хотя бы частично одеваться. Кроме этого, ребенка нужно учить играть, чтобы он умел делиться с другими детьми и не мешать им. Для этого многие мамы организовывают мини-детские сады на дому – ребенок привыкает к коллективу в уютной домашней обстановке, благодаря чему ему будет проще адаптироваться в будущем.

Малышу следует объяснить, что воспитатель – это человек, к которому можно обратиться с просьбой и которого нужно слушать. Неплохо будет предварительно поговорить с воспитателем, рассказав ему об особенностях характера ребенка, его привычках.

Привыкаем постепенно

Первое время, и об этом вам скажут педагоги и воспитатели, ребенок должен находиться в саду 1-2 — максимум 3 часа (а еще лучше первые два-три дня — час, потом еще три дня — два часа и, наконец, три часа). Такой период может длиться неделю, а то и две. Постепенно время пребывания в группе увеличивают. Затем хотя бы до месяца с момента первого посещения (то есть еще две-три недели) малыша оставляют в садике до сна. И только потом малыш может находиться в группе целый день.

Приведенные здесь цифры — это минимум. Некоторые дети в силу своих индивидуальных особенностей могут адаптироваться к новому образу жизни и дольше.

В некоторых учреждениях малышам разрешают находиться в период адаптации вместе с мамой.

“Если вы имеете возможность (не ходите пока на работу, например), подходите к адаптации ребенка в садике спокойно и терпеливо. Это может занять не две недели (как правило, так говорят работники детских садов), а два месяца. В это время вы вместе с малышом будете „погружаться“ в новый этап его жизни. Ходите вместе с ним в детский сад, оставайтесь на некоторое время с ребенком в группе, забирайте в первые дни, когда он захочет “, – говорит психоаналитик, член Европейской конфедерации психоаналитической психотерапии и открытого психоаналитического общества Татьяна Илларионова.

Группы привыкания.

Дети все привыкают к садику по- разному и это нормально. Нет двух одинаковых людей и тем более детей. 1 группа— ребенок привык к садику быстро и почти без проблем. Этому способствовало много факторов, например, состояние семьи, настрой родителей, моральные качества самого ребенка. 2 группа— ребенок привык к садику с трудностями, которые все таки довольно быстро разрешились. Чем это вызвано? Скорее всего родители не уделили время на подготовку ребенка к садику. Родители возможно думали, что их ребенок итак все поймет и справится. Однако когда они увидели, что не все проходит гладко, они сразу предприняли меры, объяснили какие-то проблемные моменты своему малышу и он уже войдя в кус более основательно привык к садику, адаптировался к группе. 3 группа— ребенок привык к садику с трудом. Это имеет тоже свои причины- родители не проявили активного участия и не объяснили что такое садик, у ребенка не развиты коммуникационные способности и он испытывает трудности при контакте с другими ребятами. Также из-за сильного стресса как уже понятно снижается иммунитет, ребенок часто более и его период адаптации удлиняется еще больше. Однако есть такие случаи, когда и родители и воспитатели- педагоги сделали все возможное для комфорта определенного ребенка, но он не может адаптироваться. Это не простой случай, потому что причина более глубокая- в психике- и это представляет сложность и для родителей, и для педагогов. Нужно обращаться к психологу, который может провести с ребенком адаптационные занятия и помочь справиться с какими комплексами, которые уже есть у малыша. Некоторые детки к сожалению, никак не могут привыкнуть к садику и родителям остается только подготовить ребенка к школе самостоятельно. Родителям нужно максимально приблизить занятия с ребенком дома по программе садика и ребенок будет идти в ногу и развиваться умственно и эмоционально. Таким родителям нужно заранее начать готовить ребенка к школе, уча его знать буквы и цифры, чтобы у ребенка было меньше стресса в школе. Также нужно учить целенаправленно общаться ребенка с другими детьми и обучать его моральным качествам, которые нужны ему в коллективе. Не стоит переживать и думать плохо о ребенке, которому что- то трудно дается. Часто регулярные занятия и обучение дают хорошие плоды и ребенок вливается в общество, наход свое место в нем.

Ошибки родителей

Случается, что ребенок не может приспособиться к использованию личного туалета из-за неправильного поведения родителей. Самая распространенная ошибка заключается в том, что мамы и папы ведут малыша к «ночной вазе» слишком рано. Рекомендуется все же дождаться готовности ребенка, иначе можно нанести малышу психологическую травму, которая существенно усложнит дальнейшее обучение.

Другая популярная ошибка – чрезмерное применение одноразовых подгузников. Современные родители часто приучают ребенка еще с рождения к тому, что «памперс» на нем днем и ночью. Когда вы резко решите избавиться от подгузника, то ребенок не сможет немедленно к этому приспособиться. Помните, что для адаптации в таком случае может понадобиться порядка 3-5 месяцев.

Постоянное использование подгузника приводит к тому, что органы ребенка не имеют должной тренировки и стимуляции, не привыкли удерживать большое количество мочи. Гигиеническое средство дарит ощущение комфорта, поэтому даже в возрасте 1 года он может писать часто и маленькими порциями.

«Памперсы» ночью мешают правильному развитию функций почек. Дети, которые привыкли к подгузникам, могут писаться в кровать до 4 лет. В норме же такое явление пропадает к 2-3 годам. Решить эту проблему довольно просто – разрешайте ребенку ходить голышом днем, когда это возможно. Очень хорошо, если вы можете не надевать «памперс» на ночь. Лучше положите пеленку под простыни, чтобы не портить матрац. Так малыш раньше сможет познакомиться со своим телом и начнет учиться понимать свой организм.

Не оказывайте моральное давление на ребенка в процессе прививания гигиенического навыка. Постарайтесь создать такие условия, при которых малыш сам начнет проявлять интерес к горшку.

Если вы будете постоянно отрывать свое чадо от игр и сажать на детский туалет, то не добьетесь положительных ассоциаций с процессом. Родителям, которые сами слишком заинтересованы в горшке, стоит понять, что ребенок обязательно начнет воспринимать его серьезно сразу, как будет к этому готов.

Другая частая ошибка молодых мам и пап – ругань и попытки вызвать чувство стыда. Часто таким поведением грешат даже не сами родители, а их родственники. Это связано с особенностями педагогических процессов в советское время, где чувство стыда было серьезным стимулом. Такое неадекватное поведение со стороны взрослых может привести к развитию фобий, неврозов. Переживание стресса вызовет негативные ассоциации с горшком и процесс научения сильно затянется.

Если вам все же хочется акцентировать внимание ребенка на том, что он сделал свои дела на пол, то лучше приобщите его к уборке. Спокойно дайте малышу тряпку и объясните, что нужно вытереть лужу, чтобы никто не испачкался, не поскользнулся. Расскажите ребенку, что поход на горшок может избавить его от неприятной уборки. Так вы не вызовете чувство стыда, а просто подскажите, как правильно поступить. Малыш обязательно к вам прислушается и сам примет решение о том, что «ночная ваза» ему друг, а не враг.

Молодые родители могут совершить еще одну оплошность, которая связана с банальным незнанием стадий знакомства малыша со своим телом. Помните, что сначала ребенок начнет испытывать дискомфорт от испачканной одежды или постели. Потом малыш поймет, с чем этот дискомфорт связан, и начнет учиться контролировать походы в туалет. Только после этого ребенок сможет удачно познакомиться с «ночной вазой».

Источники: https://adella.ru/family/child-develop/chtchto-dolzhen-umet-rebenok-k-detskomu-sadu.html, https://o-krohe.ru/pokupki/gorshki/kak-priuchit/, https://kolyaski-indigo.ru/raznoe/kak-priuchit-rebenka-k-sadiku-2.html, https://www.parents.ru/article/chto-dolzhen-umet-rebenok-k-detskomu-sadu-14-vazhnykh-navykov/
Оксана Оськина
/ автор статьи
Высшее филологическое образование, опыт педагогической работы, грамотность, аккуратность и исполнительность . Интересы: психология, история, религия, искусство, философия, эзотерика, русский язык и культура, правильное питание, здоровье и красота, растения и животные.
Написано статей
8
Ссылка на основную публикацию

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: