Адаптация к детскому саду

Содержание

Что такое адаптация

В общем плане под этим процессом понимают приспособление индивида к новой среде и условиям. Такие изменения оказывают влияние на психику любого человека, в том числе и малышей, которые вынуждены приспосабливаться к саду.

Следует подробнее разобраться в том, что представляет собой адаптация к детскому садику. В первую очередь она требуется от ребёнка огромных энергетических затрат, в результате чего детский организм перенапрягается. К тому же нельзя сбрасывать со счетов изменившиеся жизненные условия, а именно:Что такое адаптация

  • отсутствуют поблизости мамы с папой и прочие родственники;
  • необходимо соблюдать чёткий дневной распорядок;
  • нужно взаимодействовать с другими детьми;
  • уменьшается количество времени, которое уделяется конкретному ребёнку (педагог общается одновременно с 15 — 20 малышами);
  • малыш вынужден подчиняться требованиям чужих взрослых.

Итак, жизнь малыша изменяется коренным образом. К тому же адаптационный процесс нередко чреват нежелательными сдвигами в детском организме, которые выражаются внешне в виде нарушенных поведенческих норм и «плохих» поступков.

Стрессовое состояние, в котором находится ребёнок, пытаясь приспособиться к изменившимся условиям, выражается следующими состояниями:

  • нарушенный сон – ребёнок просыпается со слёзками и отказывается засыпать;
  • сниженный аппетит (или его полное отсутствие) – ребёнок не желает пробовать незнакомые блюда;
  • регрессия психологических умений – ребёнок, прежде говорящий, умеющий одеваться, использовать столовые приборы, ходить в горшок, «теряет» подобные навыки;
  • снижение познавательного интереса – малыши не интересуются новыми игровыми принадлежностями и ровесниками;
  • агрессия или апатия – деятельные дети внезапно снижают активность, а прежде спокойные малыши выказывают агрессивность;
  • понижение иммунитета – в период адаптации маленького ребёнка к детскому саду снижается устойчивость к инфекционным заболеваниям.
Таким образом, адаптационный процесс – сложное явление, во время которого поведение ребёнка может кардинально меняться. По мере привыкания к садику подобные проблемы исчезают или существенно сглаживаются.

Степени адаптации

Процесс адаптации ребёнка в детском саду может протекать по-разному. Одни ребятишки скорее привыкают к изменившейся обстановке, другие же надолго беспокоят родителей негативными поведенческими реакциями. Именно по выраженности и длительности вышеперечисленных проблем и судят об успешности адаптационного процесса.

Психологи выделяют несколько степеней адаптационного процесса, характерных для малышей преддошкольного возраста.

Лёгкая адаптация

В этом случае малыш вливается в детский коллектив за 2 — 4 недели. Подобный вариант адаптации характерен для большинства ребятишек и отличается ускоренным исчезновением негативных поведенческих реакций. Судить о том, что малыш с лёгкостью привыкает к садику, можно по следующим особенностям:

  • он без слёз и истерик заходит и остаётся в групповом помещении;
  • при обращении глядит в глаза педагогам;
  • способен озвучить просьбу о помощи;
  • первым идёт на контакт с ровесниками;
  • способен занять себя на короткий промежуток времени;
  • с лёгкостью подстраивается под дневной распорядок;
  • адекватно реагирует на воспитательские одобрительные или неодобрительные реплики;
  • рассказывает родителям, как проходили занятия в саду.

Привыкание средней тяжести

Сколько длится адаптационный период в детском саду в данном случае? Не менее 1,5 месяцев. При этом ребёнок частенько болеет, демонстрирует выраженные негативные реакции, однако невозможно говорить об его дезадаптации и неспособности влиться в коллектив.

При наблюдении за ребёнком можно отметить, что он:Привыкание средней тяжести

  • с трудом расстаётся с матерью, плачет немного после разлуки;
  • при отвлечении забывает о расставании и включается в игру;
  • общается со сверстниками и воспитателем;
  • придерживается озвученных правил и распорядка;
  • адекватно реагирует на замечания;
  • редко становится зачинщиком конфликтных ситуаций.

Тяжёлая адаптация

Малыши с тяжёлым типом адаптационного процесса встречаются довольно редко, однако их легко можно обнаружить в детском коллективе. Некоторые из них проявляют открытую агрессию при посещении садика, другие же уходят в себя, демонстрируя полную отстранённость от происходящего. Продолжительность привыкания может составлять от 2 месяцев до нескольких лет. В особо тяжёлых случаях говорят о полной дезадаптации и невозможности посещения дошкольного учреждения.

Основные особенности ребёнка с тяжёлой степенью адаптации:

  • нежелание контактировать с ровесниками и взрослыми;
  • слёзы, истерики, ступор при расставании с родителями в течение долго времени;
  • отказ заходить из раздевалки в игровое помещение;
  • нежелание играть, принимать пищу, ложиться в кроватку;
  • агрессивность либо замкнутость;
  • неадекватное реагирование на обращение к нему воспитателя (слёзы или испуг).

Следует понимать, что абсолютная неприспособленность к садику – явление чрезвычайно редкое, поэтому необходимо обратиться к специалистам (психологу, неврологу, детскому врачу) и сообща выработать план действий. В некоторых случаях медики могут посоветовать повременить с посещением ДОУ.

Как облегчить адаптацию

В идеале — познакомить ребёнка с детским садом до первого дня в группе: погулять рядом, понаблюдать за детьми на прогулке; если это возможно, заранее познакомиться с воспитателем, посмотреть, в какой группе ребёнок будет оставаться. Говорить про детский сад с ребёнком надо честно. Если сказать, что в детском саду дети всё время играют, им весело, то у ребёнка сложится обманчивое впечатление, ведь детский сад — это не игровая комната. Не стоит, конечно же, и создавать негативный образ: «Вот будешь плохо себя вести — в детский сад отдам!» Говорите прямо: в детском саду есть воспитатели, ты сможешь всегда к ним обратиться за помощью, им можно доверять. А ещё будут другие дети, вы вместе будете играть, гулять и заниматься.

Что влияет на адаптацию ребёнка

Итак, период адаптации малышей в детском саду всегда протекает по-разному. Но что же влияет на его успешность? К числу важнейших факторов специалисты относят возрастные характеристики, детское здоровье, степень социализации, уровень познавательного развития и пр.

Возраст ребёнка

Нередко родительницы, стремясь пораньше выйти на рабочее место, отдают малыша в детский сад в два года, а то и раньше. Однако чаще всего подобный шаг не приносит особой пользы, поскольку ребёнок раннего возраста ещё не способен взаимодействовать с ровесниками.

Конечно, каждый ребёнок – яркая индивидуальность, однако, по мнению многих психологов, можно выделить оптимальный возрастной промежуток, который более всего подходит для привыкания к детскому саду – и это 3 года.

Всё дело в так называемом кризисном периоде трёх лет. Как только малыш пройдёт данный этап, у него повышается уровень самостоятельности, снижается психологическая зависимость от матери, следовательно, ему гораздо проще с ней расстаться на несколько часов.

Почему не следует спешить с отправкой ребёнка в дошкольное учреждение? В возрасте 1 — 3 лет происходит формирование детско-родительских отношений и привязанности к матери. Именно поэтому продолжительная разлука с последней вызывает у малыша нервный срыв и нарушает базовое доверие к миру.

Кроме того, нельзя не отметить и большую самостоятельность трёхлеток: они, как правило, обладают горшечным этикетом, умеют пить из чашки, отдельные ребятишки уже пытаются одеваться собственными силами. Подобные навыки существенно облегчают привыкание к саду.

Состояние здоровья

Дети с серьёзными хроническими заболеваниями (астма, диабет и пр.) достаточно часто испытывают сложности с привыканием в силу особенностей организма и повышенной психологической связи с родителями.

То же самое относится и к детям, которые часто и подолгу болеют. Таким малышам требуются особые условия, сниженные нагрузки и наблюдение медицинского персонала. Вот почему специалисты рекомендуют отдавать их в садик позже, тем более что из-за болезненности режим посещения ДОУ нарушится.

Основные проблемы адаптации болеющих детей в ясельной группе:

  • ещё большее понижение иммунитета;
  • рост восприимчивости к инфекциям;
  • повышение эмоциональной лабильности (периоды плаксивости, истощённости);
  • возникновение несвойственной агрессивности, повышенной активности или, напротив, медлительности.
Перед поступлением в дошкольное учреждение дети обязаны пройти медосмотр. Не нужно этого пугаться, наоборот, у родителей появится возможность ещё раз посоветоваться с врачами по поводу того, как пережить адаптацию с минимальными потерями.

Степень психологического развития

Ещё один момент, который может воспрепятствовать успешному привыканию к ДОУ – отклонение от усреднённых показателей познавательного развития. Причём привести к дезадаптации может как задержанное психическое развитие, так и одарённость.

В случае задержки умственного становления применяют особые коррекционные программы, помогающие восполнить пробелы в знаниях и повысить познавательную активность малышей. При благоприятных условиях такие дети к школьному возрасту догоняют ровесников.

Одарённый ребёнок, как это ни удивительно, также попадает в группу риска, поскольку его познавательные способности выше, чем у сверстников, к тому же он может испытывать сложности с социализацией и коммуникацией с одногруппниками.

Уровень социализации

Адаптация ребёнка к детскому саду предполагает рост контактов с ровесниками и с незнакомыми взрослыми. При этом существует определённая закономерность – скорее привыкают к новому обществу те малыши, чей социальный круг не ограничивался родителями и бабушками.

Те же ребятишки, кто редко взаимодействовал с другими детьми, наоборот, сложно адаптируются к изменившимся условиям. Слабые коммуникативные навыки, неумение разрешать конфликтные ситуации вызывает рост тревоги и приводит к нежеланию посещать садик.

Безусловно, данный фактор во многом зависит от педагогов. Если воспитатель хорошо ладит с ребёнком, адаптация заметно ускорится. Вот почему, если имеется такая возможность, следует записываться в группу к той воспитательнице, отзывы о которой чаще всего позитивные.

Предварительна подготовка

Ставить малыша перед фактом просто жестоко. Мысленно вы ведь намечаете примерный срок сдачи чада в детский сад, поэтому важно сразу говорить с ребенком об этом. Скорее всего, в первый разговор ребятенок может начать капризничать, закатить скандал, особенно если близок с вами. Но в дальнейших обсуждениях малыш свыкнется с мыслью об обязательном нахождении в детском саду.

Объясните, что дитя становится взрослым, что пойти в детский сад – возможность помочь вам, обзавестись друзьями и научиться много чему новому. Первый, важнейший шаг – подготовка ребенка к смене привычной обстановки, без него адаптация может затянуться, не пройти успешно.

Сформируйте у отпрыска минимальные навыки самостоятельности. Научите одеваться, обуваться, завязывать неудобные шнурки, держать ложку, кушать, пить, ходить на горшок. Для лучшего отложения подобных навыков можно воспользоваться разнообразными ролевыми играми.

Немаловажная функция детского садика – возможность общения с ровесниками. Понаблюдайте за малышом в песочнице, на прогулке. Это поможет предсказать примерное протекание адаптации. Если малыш разговорчив, с радостью находит общий язык – скорее всего, в саду ситуация будет аналогичной. При обратной модели поведения стоит немного поработать с ребенком над этим. Учите запоминать имена, называть собственное. Старайтесь чаще гулять и знакомить малыша с детками близкого возраста.

Как долго ребенок адаптируется к детскому садику

Советы психолога: 6 разговоров о садике

Рекомендации родителям по адаптации детей часто включают совет больше разговаривать с ребёнком о дошкольном учреждении. Только как это сделать правильно и о чём нужно говорить с малышом, чтобы облегчить будущее привыкание?

  1. Объясните максимально простым языком, что такое детский сад, зачем туда ходят детки, почему так важно его посещать. Простейший образец: «Садик – большой дом для малышей, которые вместе кушают, играют и гуляют, пока их родители работают».
  2. Расскажите ребёнку, что садик – это своего рода работа для ребятишек. То есть мама трудится учителем, врачом, менеджером, папа – военным, программистом и т.д., а малыш будет «работать» дошкольником, потому что стал совсем взрослым.
  3. Каждый раз, проходя мимо детского сада, не забывайте напоминать, что через некоторое время ребёнок также сможет сюда ходить и играть с другими детьми. В его присутствии также можно рассказывать своим собеседникам о том, как гордитесь новоиспечённым дошколёнком.
  4. Рассказывайте о дневном режиме садика, чтобы снять страхи и неуверенность. Пусть ребёнок не всё запомнит в силу возраста, зато он будет знать, что после завтрака будут игры, затем прогулки и кратковременный сон.
  5. Не забудьте рассказать о том, к кому ребёнок сможет обратиться, если вдруг захочет воды или в туалет. Кроме того, ненавязчиво уточните, что не все просьбы будут выполняться мгновенно, поскольку для воспитателей важно уследить сразу за всеми детьми.
  6. Поделитесь своей историей посещения дошкольного учреждения. Наверняка у вас сохранились фотографии с утренников, где вы рассказываете стихи, играете в куклы, идёте с родителями из садика и т.д. Родительский пример позволяет малышу скорее привыкнуть к садику.
Не нужно перехваливать детский сад, расписывая его уж совсем в радужных красках, иначе малыш разочаруется в воспитателе и одногруппниках. Одновременно нельзя пугать его дошкольным учреждением и педагогом, который «покажет, как следует хорошо себя вести!» Старайтесь выдерживать золотую середину.

Как адаптировать ребёнка к детскому саду? 6 полезных умений для детсадовца

Чтобы процесс привыкания прошел максимально успешно, быстро и безболезненно, специалисты советуют заранее прививать будущему дошколёнку важнейшие навыки. Вот почему родителям следует знать, чему желательно научить ребёнка, отправляющегося в ДОУ.

  1. Самостоятельно одеваться и раздеваться. В идеале трёхлетки уже должны снимать плавки, носочки, колготки, надевать майку и кофточку, куртку. С застёжками могут возникнуть сложности, однако приучать к ним всё же следует. Для этого можно купить игрушки-шнуровки. Кроме того, развесьте в комнате картинки с последовательностью одевания (их можно скачать бесплатно в интернете).
  2. Пользоваться ложкой/вилкой. Облегчению привыкания способствует умение орудовать столовыми приборами. Для этого нужно отказаться от поильничков, бутылок, непроливаек, которые не способствуют скорому взрослению.
  3. Проситься и ходить на горшок. Следует избавляться от подгузников уже в полуторагодовалом возрасте, тем более что умение проситься и ходить в ночную вазу существенно упростит адаптацию, поскольку ребёнок будет увереннее себя ощущать среди умелых ровесников.
  4. Воспринимать разную пищу. Для многих трёхлеток характерна избирательность в пище. В идеале родителям следует приблизить домашнее меню к садиковскому. Тогда завтраки и обеды в ДОУ не станут напоминать войну между детьми и воспитателями.
  5. Общаться со взрослыми. Довольно часто можно услышать своеобразную речь ребёнка, которая понятно только маме. Некоторые малыши вообще общаются жестами, справедливо полагая, что родители всё поймут. Перед садиком следует проследить за снижением лепетных слов и жестов.
  6. Играть с детьми. Чтобы улучшить коммуникативные навыки ребёнка, необходимо почаще вводить его в детский коллектив. Психологи советуют регулярно ходить в гости к семьям с маленькими детьми, гулять на детских площадках, играть в песочнице.
В яслях и садиках имеются специальные адаптационные группы для будущих дошкольников. Обязательно узнайте, имеется ли такая услуга в вашем ДОУ. Посещение подобных групп позволит познакомить малыша с воспитателями, самим зданием и новыми правилами поведения.

Как правильно прощаться с ребёнком

Здесь тоже важно быть с ребёнком максимально честными: ни в коем случае не убегать, пока он не видит, это ошибочная тактика. Ребёнок подумает, что его бросили, оставили в садике навсегда. Даже если он не плачет и спокойно ведёт себя в группе, это не значит, что он не переживает.

Объясняйте, что вы сейчас уйдете на работу/в магазин/по делам и вернетесь в конкретное время: после прогулки, после обеда, после сна и т. д. Не обманывайте ожидания ребёнка и возвращайтесь вовремя. В крайнем случае старайтесь предупредить не только воспитателя, но и поговорить с ребёнком по телефону, объяснить, почему вы задержались и когда вы придёте.

А ещё важно сразу обговорить с ребёнком, что в детском саду дети находятся с утра до вечера (если вы планируете оставлять его на весь день). Даже если первое время вы будете забирать его после обеда, а потом — сразу после сна, ребёнок должен понимать, что так будет не всегда.

Надо ли давать ребёнку с собой игрушку или что-то напоминающее о доме

Во многих детских садах приносить с собой игрушки из дома не разрешено, но всё-таки для детей что-то знакомое и родное может стать огромной поддержкой при адаптации. Если воспитатели не против, а для ребёнка любимый плюшевый мишка действительно станет важным помощником в незнакомом месте и коллективе, то не вижу причин запрещать носить с собой в группу игрушки. В крайнем случае их можно оставлять в шкафчике. Ребёнок будет знать, что совсем рядом его ждёт любимый игрушечный друг, и ему будет проще.

Надо ли родителям оставаться в группе или в раздевалке вместе с ребёнком

Это крайняя мера, к которой надо прибегать в особых случаях с конкретными детьми, которым адаптация даётся непросто. Если вы всё же решили оставаться первое время вместе с ребёнком, не забывайте напоминать ему, что так будет не всегда, что в группу он должен отправляться сам, без родителей, что детский сад — это территория детей, родители туда не заходят. И старайтесь максимально сократить то время, что вы проводите вместе с ребёнком в детском саду.

Что делать, если адаптация к детскому саду уже началась

Итак, малыш уже начал ходить в дошкольное учреждение, но попросту ждать окончания привыкания не следует. Успешная адаптация ребенка в детском саду, советы по которой дают психологи и медики, заключается в активной позиции родителей. Чем можно помочь своему чаду?

  1. Не следует сразу отдавать ребёнка на целый день. Лучше всего осуществлять постепенный переход от привычного режима к изменённым условиям, то есть отдавать малыша сначала на пару часов, а уже затем увеличивать срок пребывания в садике.
  2. Обязательно проявляйте искренний интерес к тому, чем занимался ребёнок в ДОУ. Если он что-то слепил, нарисовал, поклеил, следует его похвалить и поставить поделку на полочку.
  3. Изучайте любую информацию, которую предоставляет воспитатель или психолог дошкольного учреждения. Обычно в группе устанавливается папка передвижка «Адаптация ребёнка в детском саду».
  4. Также следует чаще общаться с воспитателями, которые заполняют регулярно лист адаптации, специальный бланк посещения садика, также психологом заполняется карта на каждого ребёнка в ясельной группе.
  5. Не переживайте особо, если ребёнок после садика кажется уставшим или осунувшимся. Разумеется, чужие люди, новые знакомства – это серьёзный стресс для детского организма. Пусть малыш отдохнёт и выспится.
  6. Чтобы малыши поскорее адаптировались, необходимо ограничить повышенные эмоциональные нагрузки. Психологи советуют отказаться от посещения массовых развлечений; мультики и просмотр различных изображений, видео также нужно ограничить.
  7. Если у малыша имеются определённые психоэмоциональные или физиологические особенности (гиперактивное поведение, проблемы со здоровьем), об этом необходимо сообщить педагогическому и медицинскому коллективу.
  8. Слёзы и истерики – это «презентация», рассчитанная на маму. Именно поэтому специалисты советуют папам провожать ребёнка в детский сад, поскольку сильный пол обычно строже реагирует на подобное манипулятивное поведение.
Обеспечьте ребёнку спокойную семейную обстановку во время адаптационного процесса. Выражайте всячески своё расположение новоиспечённому дошкольнику: целуйте, обнимайте и т.д.

Памятка для родителей: адаптация ребёнка в детском саду и основные ошибки

Итак, были описаны основные правила по улучшению адаптации малышей к дошкольному учреждению. Однако никто из родителей не застрахован от ошибочных действий. Вот почему необходимо подробнее остановиться на наиболее распространённых заблуждениях:

  • сравнение с другими ребятишками. Адаптируемся мы все по-разному. Вот почему не следует сравнивать малыша с его ровесниками, которые гораздо быстрее привыкают к детскому коллективу и воспитателю;
  • обман. Не нужно обещать ребёнку, что вы заберёте его через часик, если планируете вернуться только в вечернее время. Подобные родительские обещания приведут к тому, что малыш будет ощущать себя преданным;
  • наказание садиком. Не следует наказывать ребёнка более длительным пребыванием в дошкольном учреждении, если он привык находиться в ДОУ всего несколько часов. Это приведёт лишь к усилению нелюбви к садику;
  • «подкуп» сладостями и игрушками. Некоторые мамы и папы подкупают ребятишек, чтобы те хорошо себя вели в дошкольном учреждении. В результате ребёнок будет в дальнейшем шантажировать взрослых, требуя от них гостинцы ежедневно;
  • отправление в садик заболевшего малыша. В адаптационный период любая простуда способна надолго выбить ребёнка из колеи, поэтому не следует при недомогании отводить дошкольника в садик, иначе существует риск усилить симптоматику недуга.
Ещё одна распространённая родительская ошибка – исчезновение мамы, которая не желает отвлекать ребёнка от игрушек или детей. Подобное поведение, как мы уже говорили, приведёт лишь к тому, что у малыша повысится тревожность и возникнут многочисленные страхи. Не исключено усиление истерик.

Для лучшей адаптации общайтесь с воспитателями

Это одно из важнейших условий. Во-первых, поговорите об индивидуальных особенностях своей крохи. Чем раньше воспитатель узнает из первых уст о характере малыша, тем быстрее он подберет индивидуальный подход к ребенку.

Во-вторых, спрашивайте о поведении отпрыска в группе, общении с другими детками. Прислушайтесь к замечаниям воспитателя, по мере сил, возможностей проводите самостоятельную воспитательную работу дома.

Забирайте пораньше

На него обрушился чуть ли не целый новый мир к которому еще только предстоит адаптироваться. Выдержать подобный напор на протяжении всего дня очень сложно. Отдайте ребенка на полдня, но постепенно увеличивайте время нахождения в садике. И снова – говорите, обсуждайте, объясняйте, что так будет не всегда, и малышу придется привыкать к полно суточному пребыванию в саду.

Если новый воспитанник детского сада начнет ходить в него с радостью, тогда можно оставить его на целый день.

А как ребёнка из садика правильно забирать

Не стоит настойчиво расспрашивать ребёнка, как он провёл время в детском саду. Задайте один вопрос, если он захочет поделиться — слушайте, нет — не давите. У него сейчас слишком много эмоций, не всеми он захочет делиться, и это нормально. По этой же причине не стоит превращать время после детского сада в бесконечный поток веселья — кино, парки аттракционов, походы в торговые центры и кафе-мороженое лучше отложить. Даже положительные впечатления сейчас могут негативно повлиять на и без того загруженную детскую психику. И по поводу подарков за то, что ребёнок сходил в детский сад: я считаю, от этой практики лучше отказаться. Иначе сформируется установка, что за поход в детский сад ребёнку положено материальное вознаграждение. Побороть её будет в дальнейшем непросто.

Нет колебания и жалости

Очень трудно уходить, оставляя кровинку, когда он виснет на рукаве, ревет, кричит, плачет. Поцелуйте малыша на прощание и старайтесь уходить как можно быстрее. Чем дольше вы находитесь рядом, тем большая надежда у ребенка на перемену вашего решения.

Будьте тверды и позитивны. Ребенка обязательно успокоят профессионалы, помогут влиться в коллектив, познакомят, объяснят, научат. Ваши слезы и жалость добра не принесут, напротив – добавят работы воспитателям.

Всем своим видом покажите малышу, что не происходит ничего страшного. Будьте позитивны и уверенны в том, что ему понравится новый коллектив.

Как позаботиться о том, чтобы адаптация к садику у ребенка прошла легче

Обсуждайте прошедший день

Это очень важно на пути к адаптации. В любом коллективе находятся неприятные, вредные дети, готовые пинаться, драться т.п. Если воспитанник оказался в роли жертвы, непременно сообщите воспитателю или поговорите с родителями виновника. Как научить ребенка постоять за себя, здесь.

Выводите своего малыша на разговор стандартными вопросами: «Как прошел твой день? Как твои дела? С кем подружился? Что тебя беспокоит?».

Обсуждайте с вечера, что завтра можно взять в садик. Какие игрушки будут полезны для игры со сверстниками или подымут настроение вдали от дома.

Не вините себя

Некоторые родители страдают нехорошей вещью. Забрав обиженного ребенка с сада, они стараются «загладить вину» — покупают игрушки, сладости. Запомните: ВАШЕЙ ВИНЫ НЕТ. Обстоятельства рано или поздно заставляют родителей отдавать детей в детский садик. Заглаживая несуществующую вину, вы затрудняете период адаптации ребенка, а также позволяете ему манипулировать. Так вы рискуете вырастить капризного, избалованного «обижулю».

Любая проблема решается разговором. Не уставайте объяснять крохе: «Да, милый, это неприятно, но только на первый взгляд. Тебе обязательно понравятся новые друзья, занятия и воспитатели. Такой разговор гораздо лучше исполнения капризов.

Как помочь ребенку адаптироваться в новом коллективе садика

Как родителям избавиться от чувства вины по отношению к ребёнку (И возможно ли это)

Самое главное в вопросе адаптации к детскому саду — понимать, почему вы приняли решение сделать детский сад частью вашей жизни. Вам надо выходить на работу, и с ребёнком некому сидеть? Вы считаете, что ребёнку нужны общение и опыт взаимодействия с коллективом? Вам нужно свободное время, чтобы отдохнуть или заняться своими делами? Это всё действительно важные причины. Если вы будете уверены, что для вас и вашего ребёнка так будет лучше, то адаптация пройдёт быстро. А вместе с ней и чувство вины.

Желаем всем родителям поскорее пройти этот непростой путь привыкания к детскому саду и услышать от детей: «Можно я здесь ещё чуть-чуть поиграю?»

Нет агрессии

Некрасивые выходки воспитанника, капризы всего лишь естественная реакция на стресс и этап в адаптации к новой обстановке. Ни в коем случае не кричите, не ругайте сына/дочь. Объясняйте, почему нельзя кататься по полу в общественном месте, почему нельзя ломать игрушки, рвать вещи. И уж тем более не применяйте физического насилия. От этого малышу становится еще труднее принять новую обстановку.

Создайте спокойную атмосферу дома

Малыш, адаптируясь в коллективе, подвергается каждодневному стрессу. Если дома будут бушевать скандалы – ни о какой быстрой адаптации речи быть не может. Не срывайтесь на детях из-за рабочих проблем, не устраивайте скандалы со второй половинкой. Как сказываются ссоры родителей на неокрепшей детской психике, читайте здесь.

Если муж вспыльчив – поговорите об этом и с ним. Создайте совместно максимально спокойную атмосферу, дабы помочь воспитаннику шагнуть в новый, почти взрослый мир.

Как долго дети адаптируются к детскому садику

Приготовьтесь к периоду заболеваний

На фоне стресса иммунная система дает сбои. Обостряются хронические заболевания, накатывает волна различных простуд, ОРВИ. Это совершенно нередкое событие, поэтому нужно быть готовой к этому.

Не паникуйте, не вините администрацию садика в халатном отношении. Частые болезни это неотъемлемый этап адаптации в коллективе. Если предпосылок для этого никаких нет, просто отлежитесь дома несколько дней, предварительно посетив поликлинику.

Если адаптация не произошла течение 6-8 месяцев, это серьезный повод задуматься над уходом из детского сада.

Ребенок адаптируется к новому коллективу и режиму садика

Уменьшайте нагрузку на нервную систему малыша

Нагрузка – это не только занятия в кружках/секциях. К нагрузке на нервную систему относятся просмотр телевизора, компьютерные игры, любое взаимодействие с гаджетами. Уменьшайте время нахождения ребенка за телевизором. Сколько времени стоит тратить на гаджеты, здесь.

Старайтесь заменять их чтением книжек, разговорами, играми, пением колыбельных на ночь. За два часа до сна ребенка лучше вообще не подпускать к гаджетам. Сон будет крепче, спокойнее, а пробуждение – приятнее.

Соблюдать режим дня

Этому правилу нужно следовать неукоснительно. Даже в выходные дни желательно придерживаться такого же распорядка дня, как и в саду. Привыкнуть к нему в садике ребенку будет уже значительно легче.

Благодаря режиму ребенок будет чувствовать себя спокойнее и станет уравновешенным.

Сколько может длиться адаптация

В норме — 1–3 недели. Если прошёл месяц или даже два, а ребёнок по-прежнему плачет при расставании с родителями, важно обсудить этот момент с воспитателями и, возможно, обратиться к психологу. На какие «красные флаги» обращаем внимание?

  • Ребёнок плачет ещё до того, как вы пришли в детский сад, и продолжает плакать в группе. Постоянно спрашивает воспитателя, когда родители вернутся.
  • Не общается с детьми и воспитателем, физически отстраняется от группы: например, сидит в углу, плачет или говорит, что ждёт родителей.
  • После детского сада не рассказывает родителям, как провёл день, чем занимался и с кем общался.

Такое поведение возможно в первые дни или даже недели, но если никаких улучшений не наступает через месяц или два, это весомый повод обратить внимание на ситуацию.

В качестве заключения

Детский сад и адаптация – понятия часто неразрывные, поэтому не следует воспринимать привыкание к ДОУ в качестве какого-то абсолютного зла и негатива. Наоборот, подобный процесс достаточно полезен для ребёнка, поскольку готовит его к будущим переменам в жизни – школе, институту, семейным отношениям.

Обычно малыш привыкает к садику за пару-тройку месяцев. Но если детское состояние со временем не стабилизируется и возникают всё новые психологические проблемы (агрессия, тревожность, гиперактивность), следует обязательно пообщаться с психологом по поводу дезадаптации.

Если же проблема никак не решается, возможно, стоит рассмотреть вопрос о более позднем посещении детского сада. Бабушка может посидеть с малышом несколько месяцев? Вероятно, это будет наилучшим выходом из сложившейся ситуации. Удачной адаптации к садику!

Источники: https://kroha.info/razvitie/psychology/adaptatsiya-v-detskom-sadu, https://mel.fm/doshkolniki/3768124-kindergarten_adaptation, https://kreativlife.ru/rebenku-adaptirovatsya-k-sadiku/
Наталья Тагинцева
/ автор статьи
Любит складывать буквы в слова. Нравится создавать тексты, и к каждому из них подходить очень тщательно. Стремится писать так, чтобы читателю было легко и полезно.
Написано статей
5
Ссылка на основную публикацию

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: